День части 793-й Транспортно-Боевой Вертолетный Полк (06.10.1942)
6 ОКТЯБРЯ-ПАМЯТНАЯ ДАТА.
⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
В этот день 1942 года сформирован 793-й Транспортно-Боевой Вертолетный Полк.
Полк сформирован 6 октября 1942 года на аэродроме Монино под Москвой, как 3-й транспортный авиационный полк 2-й авиационной дивизии особого назначения.
С первых дней своего существования принимал непосредственное участие в обеспечении боевых операций на Сталинградском фронте, оказывал помощь осажденному Ленинграду, доставляя в город на Неве продовольствие, медикаменты, оружие и боеприпасы, эвакуируя больных, раненых и истощенных голодом ленинградцев.
С марта 1944 года личный состав полка обеспечивал боевые действия частей ВВС 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов. 9 экипажей полка принимали участие в боевых действиях на Дальнем Востоке в ходе войны с милитаристской Японией в 1945 году. Всего за период с 1942 по 1945 год полк совершил 21 000 боевых вылетов. Более 600 военнослужащих полка за годы Великой Отечественной войны были удостоены правительственных наград.
В 1946 году полк передислоцируется в город Кировабад Азербайджанской ССР, где входит в состав Закавказского военного округа.
В октябре 1948 года разрушительному землетрясению подверглась столица Туркменской ССР город Ашхабад. Подземные толчки достигали 10 баллов по шкале Рихтера. Город практически полностью был разрушен. Вся страна участвовала в оказании помощи пострадавшему населению. В этот период 30 экипажей полка выполняли задачи по доставке в район, пострадавший от землетрясения, продуктов питания, медикаментов и другого имущества.
В 1952 году полк перебазируется в город Телави Грузинской ССР, где принимает на вооружение первые вертолеты Ми-4, после чего получает статус вертолетного полка «войсковая часть 78544». Летный состав успешно осваивает новый, тип летательных аппаратов и к 1956 году приступает к плановой боевой подготовке на вертолетах.
С 1950 по 1953 годы многие летчики и специалисты инженерно-авиационной службы полка, выполняя правительственное задание, принимали участие в корейской войне, проявив мужество, решительность и самообладание.
В 1958 году экипажи полка оказывали помощь населению высокогорного грузинского села Омало, сообщение с которым было нарушено из-за схода снежных лавин и эвакуировали население города Грозного, который пострадал в результате наводнения.
В 1963 году на вооружение полка поступили первые тяжелые транспортные вертолеты Ми-6, на которые переучились экипажи двух эскадрилий.
С 1967 по 1977 год летный и технический состав полка привлекался к выполнению специальных заданий в Республике Конго, Индонезии, Марокко, Алжире, Лаосе, Румынии, Сомали.
В 1970 году 20 экипажей полка оказывали помощь населению Астраханской и Волгоградской областей в борьбе с начавшейся эпидемией холеры. Помимо участия в ликвидации стихийных бедствий, в 60-е – 70-е годы полк привлекался к участию в крупномасштабных учениях, таких как «Днепр–67», «Двина–70», «Снежный перевал» и «Удар–73».
13 июня 1971 года у н.п. Арзни потерпел катастрофу вертолет Ми-6 №21, возвращавшийся на базу после выполнения учебного задания. Погибли 7 членов экипажа.
С 1973 года на вооружение полка поступают транспортно-боевые вертолеты Ми-8Т, которые прибыли в Телави с завода в Улан-Удэ.
Особая страница в истории полка – участие в боевых действиях в Афганистане. С 1980 по 1986 год 4 эскадрильи полка прошли здесь суровое испытание. Личный состав оборонял народно-хозяйственные объекты, аэродромы, автодороги, осуществлял прикрытие автомобильных колонн, наносил авиационные удары по базам душманов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга 193 летчика и техника полка были награждены боевыми орденами и медалями. Потери полка составили 19 человек:
Морозов Владимир Иванович м-р 07.03.80
Подлобошников Владимир Николаевич ст.л-т 07.03.80
Борщевитский Александр Сергеевич ст.л-т 10.03.80
Балобанов Виталий Николаевич м-р 17.9.1983
Бураго Вадим Викторович ст.л-т 09.09.1983
Филюшин Юрий Валентинович п-к 24.11.85
Яковлев Александр Викторович л-т 24.11.85
Коновалов Петр Николаевич ст.пр-к 24.11.85
Шамсеев Илдуз Мансурович к-н 06.12.85
Молоденков Юрий Иванович ст.л-т 06.12.85
Мельников Евгений Станиславович л-т 06.12.85
Даудашвилли Роланд Шотаевич ст.л-т 19.01.86
Кузнецов Валерий Евгеньевич ст.л-т 19.01.86
Сергин Сергей Николаевич к-н 19.01.86
Тупица Роман Иосифович к-н 29.06.86
В 1986 году на смену вертолетам Ми-6 пришли тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, которые в короткие сроки были освоены личным составом.
Высокое мастерство, самоотверженность и мужество показали экипажи части в 1986 году при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На вертолетах Ми-26 они выполняли уникальную и смертельно опасную работу – создавали земляной курган на месте разрушенного реактора. С мая по октябрь 1986 года они произвели 125 вылетов на разрушенный реактор. 10 авиаторов полка были удостоены правительственных наград.
В декабре 1988 года сильнейшее землетрясение произошло в Армении. До основании были разрушены города Спитак и Ленинакан. Экипажи части доставляли в пострадавшие районы продовольствие, медикаменты и имущество первой необходимости.
В апреле 1989 года трагические события в Тбилиси привели к обострению во взаимоотношениях между местным населением города Телави и личным составом телавского гарнизона. Ночные обстрелы и забрасывание камнями окон домов офицерского состава радикально настроенными националистами – все это в полной мере испытали на себе военнослужащие полка и члены их семей. Однако, не смотря на практически осадное положение, полк продолжал выполнять поставленные задачи.
В 1989 году вспыхнул вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном. С 1989 по 1992 год летчики полка на вертолетах Ми-26 неоднократно совершали практически боевые вылеты с целью доставки продовольствия и народно-хозяйственных грузов в Степанакерт, а также для личного состава 72-й мотострелковой дивизии, которая дислоцировалась в Нахичевани и практически находилась в осаде. Во время одного из таких вылетов 12 мая 1992 года над селом Вазашен ракетой был сбит транспортный вертолет Ми-26, который совершал рейс Вазиани — Нахичевань, для эвакуации семей пограничников. 6 членов экипажа и два находившихся на борту пассажира погибли:
Командир вертолета м-р Сергей Воеводин;
Помощник командира Александр Автайкин;
Штурман Юрий Комаров;
Штурман-стажер Александр Цыбарт;
Бортовой техник Григорий Местяшов;
Бортовой механик Виктор Литяев.
Перед выводом из Кахетии больше десятка МИ-26 были заблаговременно, в течение 1991-1992гг, перегнаны на хранение в Торжок.
1 января 1993 года полк был перебазирован в село Кинель-Черкассы, Самарской области, где дислоцируется и в настоящее время. Полку было присвоено наименование «войсковая часть 62977».
В июле-августе 1993 года, после получения ещё 5-ти новых вертолетов (№№44,45,73,74,508(раскрашен под ГА)) с командиром эскадрильи Гариным А.Н. начали планово успешно осваивать небо ПриВО. До момента перевооружения Цулукидзевского(Егорлыкского) полка на Ми-26, почти 3 года полк был чуть ли не единственным в АА и ВВС РФ, где на вооружении стояли Ми-8Т, Ми-8МТ, и 2 эскадрильи Ми-26.
В 1995–1996 и 1999–2000 годах отдельный транспортно-боевой вертолетный полк выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики. Экипажи обеспечивали действия групп десантников в высокогорных районах, перевозили вооружение, военную технику и боеприпасы, эвакуировали раненых и погибших. 63 военнослужащих части за мужество и героизм были удостоены высоких правительственных наград Российской Федерации.
В 2001 году 3 вэ сократили.
С февраля 2000 по март 2002 года значительная часть личного состава полка принимала участие в проведении миротворческих операций в Таджикистане, где выполнялись задачи усиления и прикрытия с воздуха пограничных застав, охраны границы с Афганистаном на участках Пянджского и Московского погранотрядов, сопровождения автоколонн и поисково-спасательного обеспечения.