Катастрофа Ан-22 в Индии (19.12.1970)

Катастрофа Ан-22 в Панагархе — авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 19 декабря 1970 года на аэродроме Панагарх (близ Калькутты, Индия) с самолётом Ан-22 «Антей» советских ВВС, при этом погибли 17 человек.

Самолёт Ан-22 с заводским номером 9340205 и серийным 02-05 был выпущен Ташкентским авиационным заводом в 1969 году и затем передан Министерству обороны. Самолёт получил регистрационный номер CCCP-09305 и был направлен в 81-й военно-транспортный авиационный полк (базировался на аэродроме Северный в Ивановской области).

Экипаж имел следующий состав:

Командир 1 аэ — военный лётчик 1 класса подполковник Скок Николай Степанович;

Штурман 1 аэ — военный штурман 1 класса майор Осинцев Валентин Владимирович;

Помощник командира корабля — капитан Шандраков Николай Викторович;

Бортовой инженер корабля-инструктор — капитан Василеутский Владимир Михайлович;

Старший бортовой техник по авиационному оборудованию-инструктор — капитан Мартынов Николай Андреевич;

Начальник связи эскадрильи, старший воздушный радист — старший лейтенант Андрощук Иосиф Емельянович;

Техник по десантному оборудованию группы обслуживания — лейтенант Кравцов Геннадий Дмитриевич;

Старший инженер по эксплуатации самолётов и авиадвигателей — майор Старцев Вениамин Андреевич;

Старший авиационный техник корабля — старший лейтенант Парабин Пётр Феоктистович;

Старший техник по радио-техническому оборудованию — старший лейтенант Годонюк Владимир Тихонович;

Старший техник по приборному оборудованию и электронной автоматике — старший лейтенант Кананыхин Владимир Григорьевич.

Катастрофа.

12 ноября 1970 года побережье Восточной Бенгалии подверглось удару циклона Бхола, который стал самым разрушительным циклоном в истории (до полумиллиона погибших). Особенно пострадала территория Восточного Пакистана. Для оказания гуманитарной помощи, 81-му ВТАП в декабре было дано спецзадание по транспортировке грузов для пострадавших от наводнения, для чего было задействовано 4 экипажа. 19 декабря экипаж подполковника Скока на Ан-22 с бортовым номером 09305 доставил грузы в Дакку и теперь возвращался в Индию (по некоторым данным — в Дели[3]). На борту при этом находились 11 членов экипажа и 6 пассажиров (включая переводчика). Но спустя 43 минуты с момента вылета в 10:08 UTC, когда самолёт летел на высоте 6250 метров (эшелон 205) по курсу 270°, неожиданно остановились все 4 двигателя. Из-за негерметичной грузовой кабины, нельзя было выйти в неё и через иллюминаторы осмотреть силовые установки. Помимо этого, отказали авиагоризонты, указатели скорости и радиосвязь. Экипаж попытался несколько раз запустить второй двигатель (левый внутренний), но это не удалось. Тогда был запущен третий двигатель (правый внутренний), на этот раз удачно. Однако затем бортинженер доложил, что двигатель не реагирует на движение РУД, что свидетельствовало об обрыве тросовой проводки управления двигателем, при этом специальным механизмом режим работы двигателя автоматически был установлен на 64 %.

Из-за пассажиров на борту экипаж не мог воспользовавшись парашютами покинуть самолёт. Также поначалу было решено совершить аварийную посадку на поверхность Индийского океана, но затем экипаж решил следовать к ближайшему аэродрому — Панагарху. Генератор третьего двигателя к бортовой электросети подключить оказалось невозможно, а заряд аккумуляторных батарей быстро иссяк. Давление в бустерной гидросистеме упало, из-за чего оказалось невозможно управлять механизацией крыла. Также в процессе снижения к аэродрому в двигателях начался пожар, в том числе и в третьем, поэтому на высоте 1000 метров тот был отключён, после чего «Антей» перешёл в крутое снижение. Скорость в этот момент составляла около 400 км/ч, тогда как обычная должна была составлять 240—250 км/ч, но погасить её в сложившейся ситуации лётчики не могли. В процессе выравнивания возник и правый крен. В 10:18 UTC в полётной конфигурации (с убранными закрылками и шасси) Ан-22 на высоте около метра промчался на протяжении около 2200 метров почти над всей полосой, после чего правая плоскость врезалась в землю и начала разрушаться. Неуправляемый самолёт рухнул на землю, полностью разрушился и сгорел.

Все 17 человек на борту погибли.

ПАМЯТЬ:

Музей военно-транспортной авиации на территории 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава военно-транспортной авиации Военно-Воздушных Сил, расположенного на аэродроме Северный в г. Иваново.