Миротворческая миссия в Южной Осетии


Основанием для миротворческой деятельности Российской Федерации в зоне грузино-осетинского конфликта являются Сочинское соглашение 1992 года, а также решения Смешанной контрольной комиссии (СКК), созданной в соответствии с упомянутым соглашением. В Южной Осетии российские войска вместе с грузинскими и осетинскими военными входят в состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне конфликта. В состав ССПМ входят три миротворческих батальона. Каждая сторона – грузинская, российская и осетинская, имеют право на размещение в зоне конфликта миротворческого батальона в составе не более 500 военнослужащих. Но, кроме этого, они также могут дополнительно разметить еще 300 военных с разрешения СКК.

Сочинское соглашение.

После продолжавшегося 18 месяцев вооруженного конфликта между Грузией и Юной Осетией представители России, Грузии и Южной Осетии 24 июня 1992 г. подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта.

Решения и постановления СКК.

Согласно Положению СКК от 12 июля 1992 г. «O смешанных силах по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта» были созданы смешанные силы, которые подчинялись объединенному военному командованию и смешанной контрольной комиссии.

Смешанные силы, по тексту принятых решений, «предназначены для восстановления мира и, поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта, коридоре безопасности, районах и селах, не вошедших в зону конфликта, осуществления контроля за соблюдением условий прекращения огня и принятия решительных мер вплоть до применения оружия при нарушении неконтролируемыми вооруженными формированиями любой из конфликтующих сторон условий Соглашения и решений СКК».

В ходе заседания СКК 12 июля 1992 г. стороны договорились зоной конфликта считать местность радиусов 15 км от центра г. Цхинвали, коридором безопасности считать полосу местности шириной 14 км вдоль административной границы бывшей Юго-Осетинской автономной области по 7 км по обеим сторонам границы.

В решении СКК от 6 декабря 1994 г. о смешанных силах по поддержанию мира признавались «существенные недостатки в организационно-штатной структуре, в вооружении и деятельности грузинского и осетинского батальонов миротворческих сил» и российский батальон миротворческих сил был назван «гарантом относительной стабильности в зоне конфликта». СКК постановила «в целях координации действий, повышения эффективности и оперативности в работе миротворческих сил ввести должность командующего смешанными силами по поддержанию мира от российской стороны, сохранив должность старших военных начальников российской, грузинской и осетинской сторон.

В соответствии с Постановлением СКК от 6 декабря 1994 г. об основных принципах деятельности воинских контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта «воинские контингенты и военные наблюдатели подчиняются Объединенному военному командованию, состоящему из представителей Российской, Грузинской и Осетинской сторон. Объединенное военное командование возглавляет Командующий от российской стороны».

«Решение о применении воинских контингентов и военных наблюдателей в случае нарушения условий прекращения огня одной из сторон принимается командующим ССПМ с целью восстановления мира с уведомлением СКК».

В феврале 1997 года в мандат ССМП были внесены изменения по решению СКК и из мандата было изъято положение «о защите законности и правопорядка». Принятие такого решения было разъяснено усилением сотрудничества между грузинскими и осетинскими правоохранителями и улучшением криминогенной обстановки в зоне конфликта.

С 1997 года мандат ССПМ и роль в них Российской Федерации не менялись.

Дальнейшее развитие событий.

С приходом к власти в Грузии в 2004 г. М.Саакашвили попытки Тбилиси распространить свою юрисдикцию на Южную Осетию активизировались. В июне-августе 2004 г. в зоне грузино-осетинского конфликта произошло обострение, спровоцированное грузинской стороной, предпринявшей попытку решить проблему военным путем.

В сентябре 2004 г. на 59-й сессии ГА ООН М.Саакашвили сформулировал «трехэтапную схему» урегулирования грузино-осетинского конфликта: демилитаризация и декриминализация зоны конфликта, ее социально-экономическая реабилитация, обсуждение статусных вопросов. При этом временные рамки для каждого из этапов не предусматривались. Э.Кокойты выступил в поддержку поэтапного подхода к урегулированию.

5 ноября 2004 г. в Сочи при российском посредничестве состоялась встреча премьер-министра Грузии З.Жвания и президента Южной Осетии Э.Кокойты. По ее итогам было подписано заявление, в котором, в частности, закреплялось прекращение огня и фиксировалось намерение вывести все остающиеся в зоне конфликта вооруженные формирования, кроме ССПМ.

26 января 2005 г. в Страсбурге М.Саакашвили озвучил рассчитанный на три года план по предоставлению Южной Осетии «широкой автономии» в составе Грузии, уже без упоминания каких-либо этапов.

27 октября 2005 г. премьер-министр Грузии З.Ногайдели представил в ОБСЕ очередной «План полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта», в котором предлагалось решить статусные вопросы уже в течение одного года. Документ был подготовлен без консультаций с югоосетинской стороной и не был ею воспринят.

15 февраля 2006 г. парламент Грузии принял постановление, в котором деятельность миротворцев оценивается негативно, а действия России – как попытка аннексии Южной Осетии. В этой связи правительству поручается начать процедуру пересмотра подписанного в Сочи 24 июня 1992 г. российско-грузинского соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, в т.ч. в целях замены российских миротворцев на «эффективную международную миротворческую операцию».

В этот же день МИД России выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что данное решение грузинских парламентариев чревато ростом напряженности в зоне конфликта, подтвердил, что российская сторона будет продолжать действовать исходя из собственной ответственности за поддержание стабильности и безопасности в регион, высказался в пользу сохранения действующего переговорного формата.

20-21 февраля 2006 г. в Москве состоялась консультативная встреча российского, югоосетинского и североосетинского сопредседателей СКК. Принято заявление, в котором выражается озабоченность в связи с деструктивной политикой Грузии и провокациями в отношении российских миротворцев, а также содержится призыв к грузинской стороне отказаться от линии на слом существующего формата СКК и подрыва ССПМ, воздержаться от перевода в практическую плоскость вопроса о прекращении миссии миротворцев, приступить к совместной разработке документа о гарантиях безопасности и невозобновлении военных действий и совместной программы действий по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Обострение ситуации в августе 2008 года.

Вовлеченность России в грузино-югоосетинский конфликт обусловлена ролью российского миротворческого контингента в зоне конфликта.

7 августа 2008 г. Российская Федерация в соответствии со своей миротворческой ролью и как сторона, возглавляющая объединенное военное командование ССМП, достигла договоренности с грузинской и югоосетинской сторонами о проведении встречи на высоком уровне для поиска выхода из обострившейся обстановки. Вопреки договоренностям, Грузия начала наступательную операцию на Цхинвали, вынуждая российских миротворцев дать незамедлительной ответ.


НАШИ ГЕРОИ:

Беляков Николай Владимирович 

Рагозин Алексей Николаевич

Самокатов Игорь Александрович

Скрипко Алексей Валентинович