Памятник морским пехотинцам СФ (25.06.1995)
25 июня 1995 года – в посёлке Спутник был открыт памятник морским пехотинцам, погибшим в Чечне.
Сообщения о предстоящем участии частей морской пехоты Северного флота, дислоцированных на Кольском полуострове, «в восстановлении конституционного порядка» в Чечне появились в средствах массовой информации в самом начале января 1995-го.
Несколько дней спустя, во время рождественских праздников в район боевых действий был направлен сводный отряд морских пехотинцев — по словам И. Меньшикова – в ту пору представителя Президента России в Мурманской области, около тысячи бойцов.
Одной из первых задач, поставленных перед морской пехотой, было овладеть в Грозном улицей Лермонтова и Больничным городком. Передвижение по насквозь простреливаемым кварталам осложнялось ещё и тем, что бойцы не имели даже нормальных карт, только аэрофотоснимки и схемы, изданные в семидесятых годах. И нередко на месте обозначенного на плане пустыря перед глазами вырастали многоэтажки. К тому же у всех армейских и милицейских отрядов были разные позывные, никто толком не знал, где кто и что за часть бьётся по соседству. Случалось, били по своим, чеченцы провоцировали такие ситуации, «шмаляя» в обе стороны, чтоб завязать перестрелку.
Морпехи двигались потихоньку, планомерно вычищая бандитов из каждого дома. Северяне уничтожали засевших в городе боевиков, эвакуировали раненых бойцов. Выйдя на улицу Первомайскую, увидели навсегда впечатавшуюся в мозг картину, которая уже вошла в книги и кинофильмы: мёртвая танковая колонна, десяток подбитых машин, на броне — изуродованные, обглоданные псами трупы солдат, которым «духи» для устрашения русских распороли и набили гильзами животы.
Сражались морпехи отважно. Вот лишь несколько штрихов к портрету молодого офицера — командира десантно-штурмовой роты отдельной бригады морской пехоты Северного флота капитана Виктора Шуляка. С ходу вступив в бой на подступах к зданию Совмина в Грозном, рота капитана Шуляка встретила ожесточённое сопротивление превосходящих сил противника. Тем не менее, морские пехотинцы пробились в здание, где им также пришлось драться за каждое помещение. И всюду командир роты был примером для подчинённых — в рукопашной схватке, лично уничтожив несколько боевиков, в огневом поединке, подавив 3 пулеметных расчета. Дважды раненый, истекая кровью, он продолжал руководить боем. Указом Президента РФ от 17 апреля 1995 года Виктору Шуляку было присвоено звание Героя России.
Что касается потерь, большими они были возле Дома советов. Там морпехов накрыло минометным огнем – только в одной роте десантно-штурмового батальона ранены были командир, два комвзвода, старший техник, 8 матросов и старшина. Последнего из боя вытащил матрос Виталий Котов — вынес из огня на себе… Юноша не вернулся с той войны. Ещё одна из десятков потерь — матрос Епифанов, он не вернулся с зачистки. Ни тела, ни точных сведений о его судьбе не найдено по сей день. Ходили слухи, что матрос в плену, потом якобы в 1996 году в Грозном видели его труп. Суд официально признал бойца погибшим, но что это значит для матери, которая не может даже поплакать на могиле сына…
Вот так и набирались имена для скорбного списка. А потом – появился памятник. Увековечены на нём имена 82 воинов, павших на Первой чеченской.