Реуцков Павел Сергеевич, военный летчик


Старший лейтенант ВВС Реуцков Павел Сергеевич, старший летчик 243-й отдельной корректировочной-разведывательной авиационной эскадрильи ДВО.

Родился 19.06.1922 года в селе Алексеевском Ильинского района Ивановской области.

В рядах Красной Армии с июня 1941 года.

Окончил Балашовскую военную Академию школы пилотов в 1945 году.

С мая 1948 года — старший летчик 243-й отдельной корректировочной-разведывательной авиационной эскадрильи 29-й воздушной армии Дальневосточного военного округа.

«30.11.1950 года экипаж в составе летчика — лейтенанта Реуцкова и штурмана — лейтенанта Попова не вернулись с выполнения летного упражнения: полет за облаками….»

1 января 1951 года летчика Павла Реуцкого и штурмана Александра Попова исключили из списков личного состава ВВС СА как погибших при катастрофе самолета. В их учетно-послужных картах есть запись за 27 декабря 1950 года о присвоении очередного воинского звания — старший лейтенант.

Из архивных записей выходит, что после пропажи самолета его считали упавшим в море и, видимо, поэтому не искали. До уточнения места падения экипаж Ил-2КР числился пропавшим без вести, в послевоенное время не принято было писать и говорить об этом, поэтому в архивных документах люди указаны как погибшие при катастрофе самолета.

У него остались жена Реуцкова Мария Алексеевна 1926 года рождения и дочь Ольга 1947 года рождения. Проживали в п.Ново-Александровск на ул.Матросова.

ПОИСК:

История длится уже несколько десятков лет. Еще в 1989 году на месте гибели экипажа побывали представили горкома ВЛКСМ, журналисты, военнослужащие и поисковики. После этого, в газете «Молодая гвардия» за 28 октября 1989 года вышла статья под названием «И вздрогнул от взрыва березовый лес…».  В ней говорились о том, что грибники в сентябре 1989 года обнаружили обломки советского самолета и сообщили об этом в Южно-Сахалинск. Тогда уже была идея вывезти фрагменты самолета для реставрации. В статье упоминалось про два самолета, один из которых упал в лес, второй в море. И случилось это, якобы, в 1948 году. С каждым годом фрагменты воздушного судна находили все новые и новые люди. Так, есть информация, что в 1991 году на самолет вышли туристы и среди обломков видели летные очки и даже останки экипажа. Затем на месте побывали военнослужащие, которые подорвали неразорвавшийся при пожаре боекомплект, снаряды к пушке ВЯ 23, патроны к пулеметам УБ и ШКАС. До сих пор в округе валяются разлетевшиеся гильзы.

Вновь обломки легендарного советского штурмовика Ил-2 были обнаружены в районе реки Ивот в 2009 году активистом «Поискового движения России» Алексеем Охрименко. С 2012 года поисковиками начата архивная работа по уточнению обстоятельств крушения самолета и судьбы экипажа. С 2012 по 2017 год было проведено множество полевых выездов к месту падения самолета, в результате которых были обнаружены пряжки от парашютной и пристяжной системы экипажа, фрагменты парашютного ранца, кительные пуговицы, обгоревшая пряжка от офицерского ремня, а также мелкие фрагментированные останки одного из членов экипажа. Все указывало на то, что  экипаж погиб. Самолет упал «плашмя», длина разброса обломков небольшая, всего метров 30, ширина и того меньше. Сохранились фрагменты неплохо, хвостовое оперение со стабилизатором, киль с рулем направления, стойки шасси, двигатель практически не пострадал, оторвало только две лопасти из трех. На месте был сильный пожар, на это указывает множество расплавленного авиационного алюминия, спекшегося в огромные куски. Среди них могут быть и останки экипажа. Были обнаружены номера самолета, которые на Ил-2 дублировались на множестве технологических лючков, броне, а также на крыльях самолета. Также был известен и номер двигателя. Но ответа из архива не было.

Во время одного из выездов, была обнаружена часть козырька с антенной, которая стояла на неподвижной части фонаря, спереди летчика. Это указывало на то, что самолет не просто штурмовик Ил-2М3, как считалось ранее, а его модификация Ил-2КР (корректировщик-разведчик).

Летом 2014 года удалось заручиться поддержкой компаний «Авиашельф» и «Азия Транс Проекты».  Одна выделяла вертолет, другая автотранспорт- все это безвозмездно, для того, чтобы вывезти фрагменты самолета для дальнейшей реставрации и экспонирования его на площади Победы. Осенью началась подготовка к этой сложной операции. Тогда и обнаружилось, что буквально за несколько недель перед нами, на месте падения побывали мародеры, укравшие несколько важных частей самолета: хвостовой костыль, киль с рулем направления, верх фонаря пилота, некоторые другие элементы, в том числе и часть козырька с антенной. Уже известно, что эти части им понадобились для реставрации самолета в Приморье. Ранее, нам поступали предложения о помощи в вывозе всех фрагментов самолета для Приморья за материальное вознаграждение. Мы, естественно, отказались, потому что самолет должен остаться на Сахалине, и поэтому они решились на воровство» — вспоминает Артем Бандура, руководитель Регионального отделения «Поисковое движение России».

«И вот осенью легендарный штурмовик Ил-2, более 60 лет пролежавший в сахалинской тайге, в сопках в районе реки Ивот Корсаковского района, совершил свой последний полет. 30 октября 2015 года активисты «Поискового движения России» при помощи вертолета доставили сначала фрагменты на берег, а затем, погрузив на грузовики, привезли все в Южно-Сахалинск. Но, к сожалению, реставрация до сих пор не началась. Самолет ведь уникальный, корректировщик еще и с бронированной кабиной штурмана» — рассказывает активист «Поискового движения России» Алексей Охрименко.

В мае 2017 года, прямо перед Днем Победы, поисковики получили ответ из Центрального архива Министерства обороны, в котором была долгожданная информация о найденном самолете.

Самолет Ил-2КР, № 8598 (полный номер 308598) был выпущен на 30-м авиационном заводе 4 июня 1945 года. В мае 1948 года значится в боевом расчете 243 ОКРАЭ (отдельной корректировочно-разведывательной авиационной эскадрильи) с дислокацией в п. Гастелло. Осенью этого же года самолет уходит на ремонт и ему меняют двигатель.
С 1 июля 1949-го года эскадрилья дислоцируется в п. Ново-Александровск. В мае 1950-го происходит авария мотора на самолете и ему ставят третий двигатель АМ38ф № 2519186.

С этим двигателем и обнаружили самолет через несколько десятков лет.

В рамках проекта «Вечный полёт», была запланирована установка памятной таблички на месте гибели экипажа. В этот выезд было решено снова попытаться найти останки экипажа. Землю в районе нахождения бронекорпуса просеивали через сито. В результате, был обнаружен штурманский нагрудный знак Александра Попова, а также его карманные часы-секундомер. Крупные останки членов экипажа по- прежнему не найдены.

История еще не закончена, поисковики продолжают свою работу. Необходимо отыскать останки погибших и захоронить их с воинскими почестями.  И конечно же, крайне важно сохранить одну из страниц нашей истории – легендарный штурмовик Второй Мировой войны Ил-2.

ПАМЯТЬ:

Увековечен в Книге памяти «Вечный полет»


При создании страницы использованы материалы сайта Балашовского ВВАУЛ