Стошков Евгений Юрьевич
Стошков Евгений Юрьевич-участник Афганской войны, рядовой.
Родился 03.10.1961 года в городе Южа Ивановской области.
Окончил 10 классов средней школы №87 города Новокузнецк Кемеровской области, куда переехала его семья.
Хотел поступать в военное училище, но из-за солидарности с другом, непрошедшим по состоянию здоровья, отказался от военной карьеры.
Работал слесарем в инструментальном цехе кузнечно-металлургического комбината в городе Новокузнецк Кемеровской области.
В Вооружённые Силы СССР призван 5 июля 1980 года Центральным РВК города Новокузнецк.
В Республике Афганистан с декабря 1980 года.
Служил командиром мотострелкового отделения 395-го мотострелкового полка 201-й мотострелковой дивизии (войсковая часть полевая почта 24785; город Пули-Хумри, провинция Баглан).
Неоднократно участвовал в боевых операциях.
Погиб 18.10.1981 года при возвращении колонны в пункт постоянной дислокации, после выполнении боевого задания.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно), медалями.
Похоронен на Центральном кладбище Новокузнецка.
ПАМЯТЬ:
Его имя увековечено в Книге памяти Ивановской области (Книга памяти участников локальный войн и миротворческих миссий СССР и РФ (1950-2010-е г.г.) Ивановская область/отв.ред. А.К.Калинин; сост. А.А.Климов-Иваново; Издатель Ольга Епишева, 2017 г.).
Именем Евгения Стошкова названа улица в городе Новокузнецк
Памятник воинам-интернационалистам на Поклонной горе (г.Москва)
Домашнее имя
Для самого Евгения школьные годы пролетели быстро. После окончания десятого класса он успел лишь немного поработать в инструментальном цехе КМК, и весной 1980 года его призвали в армию. О том, что сын служит в Афганистане, мама Нина Васильевна Стошкова узнала только из писем:
— Женя сообщил, что они были в городе Кушка, а ведь это в Туркмении, тогда самая южная точка СССР прямо на границе с Афганистаном. Писал, что я легко могу догадаться, куда их оттуда направили. Как не догадаться! Я сама всю жизнь была активным человеком и воспитывала сына патриотом. Но я ведь отправляла сына в армию, а не на войну.
Однако он попал именно на войну. Его воинская часть 24785Ж стояла в провинции Баглан около городка Пули-Хумри. 18 октября 1981 года проводилась разведывательная операция. Прошла она успешно, и бронетранспортеры уже возвращались в расположение войск. На них напали из засады. Ребята приняли бой, и Женю, находившегося на броне, достала пуля снайпера. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды.
Нина Васильевна Стошкова тяжело пережила гибель единственного сына, но не замкнулась в себе, а с головой ушла в общественную работу. Она является заместителем председателя городской организации Российского союза воинов Афганистана и постоянно работает с семьями погибших воинов в Афганистане, Чечне, Абхазии и других горячих точках: “Их, ребят наших, обманули, и родителей тоже. Горько и обидно. К такой беде привыкнуть нельзя, к ней можно только приспособиться. Искать позитив во всем, загружать себя работой и помогать другим”. Разговаривали мы с ней по телефону, так как сейчас Нина Васильевна находится в областном госпитале участников ВОВ и локальных конфликтов. В конце разговора она сказала, что, конечно, знает о существовании улицы, названной в честь её сына, и была там, но только один раз: “Стоять у домов и видеть табличку “Улица имени Жени Стошкова”… Не могу. Тяжело”.
Улица Стошкова находится в Точилине, почти на выезде из города — в Лапином Логу. Но не внизу у подножия, а на самом его гребне, с которого открываются замечательные панорамные виды на окружающие город холмы, усыпанные частными домиками. В Лапином Логу раскинулся коттеджный поселок. Начинался он еще в 90-х, когда землю под строительство выделили сотрудникам КМК. Работы велись с размахом, правда, не все смогли завершить стройку. Вот и на улице имени Стожкова первые несколько домов все еще на стадии фундамента, зато на остальные коттеджи любо-дорого смотреть. В ряд стоят двух-трехэтажные дома-красавцы с большими окнами и балкончиками. Даже на первый взгляд теплые и уютные.
Улочка эта небольшая, всего девять жилых домов, да и в них в дневное время хозяев отыскать сложно. Уже показалось, что так и уедем, никого не спросив о том, кто такой Женя Стошков. Однако нам повезло, да еще как!
— Конечно, знаю! — воскликнула Татьяна Богер, вышедшая из дома на радость журналистам. — Я же училась в школе № 87. Еще бы мне не знать о том, что Евгений Стошков, воин-интернационалист, погиб в Афганистане!
— А я даже сидел за партой Жени Стошкова, и это было большой честью для учеников, — поддержал свою жену и одноклассницу Альберт Богер. — У нас в школе в музее про него очень много материалов, и на уроках о нем немало говорили.
Мои собеседники рассказывали и о школе, и о доме, в который въехали совсем недавно. Для большой семьи жить вроде бы и в городе, а на деле практически за городом — милое дело. Простор, сами себе хозяева, а то, что далековато от центра, так это и не минус вовсе. На своей машине доехать десять минут, да и общественный транспорт ходит. Зато какой воздух!
Когда улицу фотографировали, то её жители смутились: на некоторых табличках фамилия Стошков была написана с ошибкой — через букву “а”. “Обязательно исправим”, — пообещали нам. А мы с фотокором всю обратную дорогу раздумывали над тем, что в названии улиц очень редко встречается не полное имя, а вот такое домашнее — Женя. В Новокузнецке есть еще одна улица с подобным именем — улица Ани Рожковой в поселке Абагур-Лесной, названная в честь первой комсомолки Кузнецка. И Женя, и Аня погибли в двадцать лет. Поменьше бы нам на карте города таких молодых домашних имён.