Тугушев Измаил Ибрагимович, ветеран Афганской войны


Кавалер ордена Красной Звезды, подполковник ВВС в отставке Тугушев Измаил Ибрагимович, военный летчик.

Родился 26.11.1945 года в селе Яковлевка Базарно-Карабулакского р-на Саратовской области третьим ребёнком в многодетной крестьянской семье инвалида Великой Отечественной войны Ибрагима Яхьяновича и Мершигя Хасановны Тугушевых. Всего в семье было 10 детей и все с детства приучены к добросовестному труду.
Измаила с детства тянуло к авиации, он мастерил модели самолётов и пытался запустить их в полёт, мечтал стать лётчиком, поэтому вопросов с выбором профессии при окончании средней школы не было – только в авиационное училище.
После успешного окончания Балашовского ВВАУЛ он был направлен в 229 втап (г.Иваново) на самолёты Ан-12 и успешно освоил должность помощника командира корабля. В связи с расформированием полка часть лётчиков перешли в 81 втап, который осваивал самолёты Ан-22, а Измаил был направлен в 374 втап (Тула), где в 1973 году он становится командиром корабля. В последующем Измаил служил в 8 втап (Сеща, потом Тверь), в котором переучился на тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22, а после окончания ивановских курсов был назначен командиром отряда в 81 втап (Иваново). В 1978 году Измаил назначается командиром эскадрильи 566 втап (Сеща) и со своей эскадрильей активно участвует в афганских событиях.
Вот что рассказал о нём бывший командир 566 втап В.Ш. Юнусов:
«Из совместной службы вспоминается случай, из которого экипаж Тугушева И.И. вышел с честью. В ночь с 29 на 30 ноября 1979 года экипаж выполнял перевозку КШМ с расчётами из Киева (Борисполь) на аэродром Баграм (Афганистан). Полёт проходил на эшелоне 6600 метров. Перед проходом границы СССР с Афганистаном диспетчер УВД дал команду на занятие эшелона 7100 метров. Для набора заданной высоты экипаж перевел режим работы двигателей с крейсерского на номинальный, после которого произошел внезапный останов всех 4-х двигателей НК-12МА. Обстановка непростая – ночь, чужая земля, внизу горы и зловещая тишина. Для сохранения необходимой скорости полёта, самолёт перевели на снижение и запустили все 4-е двигателя. Набрали заданную высоту и продолжили полёт до пункта назначения (Баграм). Случаи останова двигателей НК-12МА в полёте имели место на нескольких самолетах Ан-22. Останавливались по одному двигателю, у подполковника Кузнецова Г.Н. остановились 2-а двигателя, Тугушев побил все «рекорды» – 4-е двигателя. Промышленность знала данный КПН – по каким-то причинам, иногда в системе электрического автофлюгирования (ЭАФ) при даче РУД до номинального проходил ложный сигнал на отключение двигателя (двигателей). Было принято решение до проведения доработок на всем парке самолётов Ан-22, после взлёта и перевода режима работы двигателей со взлётного на номинальный выключать датчики ЭАФ до завершения всего полёта. Экипаж эту процедуру на взлёте с аэродрома Борисполь упустил. Последствия известны. Несмотря ни на что, экипаж из труднейшей ситуации вышел достойно. Дальнейшие события действий экипажа можно трактовать как угодно (не доложил, скрыл и т.п.). Но я бы никому не желал оказаться на их месте».
Думаю, что трудно не согласиться с взвешенной оценкой события, данной опытным и авторитетным лётчиком, командиром полка.
В 1983 году Измаил заочно закончил ВВА им. Ю.А. Гагарина.
С 1982 года и до увольнения в запас в 1991 году, Измаил Ибрагимович служил в Иваново на должности заместителя командира 81 втап 12 втад.
За время службы Измаил Тугушев освоил 5 типов самолётов, налетал более 5000 часов, стал Военным лётчиком 1-го класса и кавалером ордена Красная Звезда, медалями.
Проживает в городе Энгельс Саратовской области.