Корешков Анатолий Анатольевич, ветеран космодрома Байконур


Корешков Анатолий Анатольевич родился 08.03.1931 года в г. Тейково в семье рабочих – текстильщиков.

Учился в средней школе №1, которую окончил в 1949 году.

Затем поступил в Ивановский энергетический институт.

В 1951 году был переведен для продолжения учебы в Артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского.

На Байконуре А.А. Корешков оказался в 1957 году, после того, как два года после окончания военной академии имени Дзержинского отработал в одном из секретных московских НИИ. Будучи слушателем академии, он, как и его сокурсники, даже не подозревал, к чему именно готовят их в вузе. О том, что служить молодым инженерам предстоит на строящемся ракетном полигоне, они узнали совершенной случайно – из передачи радиостанции «Голос Америки».

Пройдя путь от инженера-испытателя системы радиоуправления первой межконтинентальной баллистической ракеты до начальника испытательной лаборатории радиотехнических комплексов пилотируемых космических кораблей, А.А. Корешков являлся непосредственным участником и свидетелем всех происходивших там событий.

Анатолий Анатольевич с удовольствием вспоминает годы, проведенные на Байконуре. Работать было невероятно интересно, несмотря на спартанские бытовые условия в первые годы. Весной 1957 года на полигоне начались испытания ракеты Р-7 (легендарной «семерки»), которой суждено было вывести на земную орбиту первого в истории планеты человека. Но до этого еще было четыре года. Пока же шли попытки осуществить боевые запуски ракеты. Но первые три запуска не состоялись, так как «семерку» преследовали неудачи — ракета взрывалась в полете из-за пожара в двигателе, а однажды вообще не смогла взлететь из-за конструкторских ошибок.

Все изменилось 21 августа 1957 года. В этот день был произведен первый удачный запуск, но не боевой. За несколько минут Р-7 достигла заданного района Камчатки и с этого дня вполне реальными стали планы по выведению на орбиту искусственного спутника Земли.

Работал А.А. Корешков в одной команде с Сергеем Павловичем Королевым, а позже встречался и с Юрием Гагариным. Анатолий Анатольевич вспоминал, что в самом начале будущий первый космонавт не произвел на него какого-то особого впечатления. «Был невысок ростом, да к тому же ниже нас по званию» (А.А. Корешков и его коллеги на тот момент уже имели на погонах капитанские звездочки, а члены первого отряда космонавтов были старшими лейтенантами).

В 2010 году во владимирском издательстве «Собор» вышла в свет книга А.А. Корешкова «За стеной секрета. Записки испытателя». В ней Анатолий Анатольевич рассказывает о годах работы на Байконуре и о том, как попал туда, а также излагает свою версию гибели Гагарина, в корне отличающуюся от официальной.

Кроме того, А.А. Корешков присылал в редакцию газеты «Наше время» письма, в которых через призму минувших лет размышляет о состоянии дел в отечественной космонавтике: «С началом развития ракетной техники в нашей стране на полигоне Капустин Яр был основан институт военных испытателей. Доказав свою состоятельность в ходе летных испытаний первых баллистических ракет, он стал прообразом такового и на будущем космодроме Байконур. На протяжении полувека люди в погонах совместно с учеными и конструкторами обеспечивали боевую мощь и славу нашей Родины.

В чем состоит работа инженера-испытателя ракетно-космической техники? Она весьма многопланова, но, в конечном счете, сводится к решению двух основных задач: обеспечить качественную подготовку объекта к полету и постоянно совершенствовать ракетно-космическую технику.

В 1958 году в ОКБ-1 была создана космическая лаборатория под названием «блок Д». Ее главной задачей была отработка запуска реактивного двигателя на орбите. Без ее решения дальнейшие шаги в исследовании космоса, включая запуск пилотируемых кораблей, были невозможны. В течение примерно полугода был произведен ряд запусков ракеты Р-7 на околоземную орбиту. Однако все попытки включить двигатель в работу в условиях невесомости оказались тщетны. А решить эту задачу удалось старшему лейтенанту Шульженко. Его идея была изящна и проста. Явственно представив себе процессы, происходящие в топливном баке в условиях невесомости, он предложил разделить жидкое топливо и газ внутри бака эластичной пленкой, выполненной в виде воздушного шарика, надетого на штуцер газового баллона. Проблема, таким образом, была кардинальным образом решена, а испытатель получил на свое изобретение первое на полигоне авторское свидетельство. А вскоре после этого он получил приглашение на преподавательскую работу в Академию имени Можайского.

При проведении первой международной программы «Союз – Аполлон» блеснул своей эрудицией испытатель телевизионных систем Владимир Иванович Астанков. После выхода из строя системы «Арктур» перед самым стартом корабля «Союз» он смог (при наличии целой бригады во главе с главным конструктором) умозрительно определить вероятную причину неисправности и найти оперативный способ ее устранения на орбите силами самих космонавтов. Благодаря этому пуск «Союза» был осуществлен без ремонта ТВ-системы на старте и в точно установленное время, в результате чего советская сторона выполнила все условия заключённого с американцами контракта. А майор Астанков был награжден орденом «За трудовую доблесть».

Перечень заслуг инженеров-испытателей мог бы быть продолжен и дальше. Но, основываясь только на данных фактах, можно сделать однозначный вывод: успехи отечественной космонавтики не были бы столь впечатляющими, не будь на космодроме данной категории военнослужащих».

Но больше всего впечатлений у Анатолия Анатольевича осталось, конечно же, о запуске корабля «Восток» и о полете Ю.А. Гагарина.

Из сообщения ТАСС: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь… Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально…».

За 108 минут, проведенных в космосе, жизнь первого космонавта не раз висела на волоске. Но об этом стало известно гораздо позже.

Вскоре после старта на ракете отказала система радиоуправления выключением двигателей из-за неисправности в блоке питания ее бортового передатчика. При этом дублирующая, автономная система управления также сработала не безупречно (с большой погрешностью), в результате чего корабль вышел на орбиту выше расчетной. В итоге над космонавтом нависла угроза гибели – в случае отказа тормозной двигательной установки (ТДУ). А такой поворот событий не исключался, и на этот случай расчетная высота орбиты была выбрана с учетом возможности посадки «Востока» за счет аэродинамического торможения в атмосфере в течение не более десяти суток. Для фактической же орбиты время полета по этой схеме увеличилось бы вдвое, на что запас продуктов жизнеобеспечения на корабле не был предусмотрен.

После того, как ТДУ успешно сработала и первая опасность миновала, в установленное программой время не сработал механизм отделения приборного отсека от спускаемого аппарата, без чего посадка пилота невозможна. И Юрий Алексеевич, зная об этом, целых 10 минут снова был на волоске от гибели, пока неведомо как указанное разделение все-таки произошло. При этом космонавт не терял самообладания и бодрости духа – доклады на Землю шли регулярно и были полны оптимизма. Данное обстоятельство помогло ему самому справиться с последней неисправностью: уже во время спуска на парашюте заклинил клапан гермошлема, и Юрий, задыхаясь, сумел открыть его вручную.

В результате всех этих передряг космонавт приземлился далеко не «в заданном районе», как сообщило ТАСС, а там, где его вовсе не ждали, в Саратовской области, и – в нарушение программы полета – никто не встречал. Но и тут оказавшись на высоте, он не стал дожидаться помощи, а сумел добраться до ближайшего телефона и доложить о завершении программы полета в обком КПСС.

Службу на Байконуре Анатолий Корешков закончил в 1977 году, после этого переехал с семьей в г. Владимир. Работал начальником смены на ТЭЦ-1. Имеет 11 авторских свидетельств на изобретения. С 1989 года – член федерации космонавтики России.

По его признанию, после отъезда с космодрома воспоминания о друзьях, о героике космических будней не давали ему покоя и в итоге заставили взяться за перо. Мы можем гордиться, что первые печатные публикации увидели свет в тейковской районной газете «Ленинский путь» (1989 г.). Позже Анатолий Анатольевич печатался во владимирской газете «Призыв».

С 1991 года стали выходить в свет поэтические сборники нашего земляка: «Зори Байконура», «Перо жар-птицы», «Первопроходцы», «Ветер истории», «Испытатели», «Звездный час», «Непокоренные вершины», «С чего начинается Родина» и другие.

С 1998 года А.А. Корешков является членом Союза писателей России.