Маурцев Борис Александрович-ветеран боевых действий


Генерал-майор медицинской службы Маурцев Борис Александрович-ветеран боевых действий.

Родился 18.06.1921 года в городе Шуя Ивановской области в семье инженера-строителя. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За отличие в охране Государственной границы СССР», «За победу над Германией». Женат. Сын – полковник ФСБ. Внук – оперативный работник контрразведки ФСБ России, старший лейтенант. 

Воевать курсант-медик Маурцев начал с первых дней войны под Уманью на Южном фронте в звании военфельдшера. Здесь он и получил свою первую награду – медаль «За отвагу». Вообще, мужества молодому военфельдшеру было не занимать. Как-то над нейтральной полосой был подбит советский самолет, а в нем остался штабной офицер с секретными документами. Командир полка приказал любой ценой самолет вытащить. Двое солдат, отправившихся на выполнение задания, не вернулись – их снял немецкий снайпер. «Хватит губить людей, – сказал тогда Маурцев. – Дождемся вечера». И, как только стемнело, сам добрался до самолета, обвязал его тросом, а потом танк вытянул железную махину.

Встреча с Брежневым.

В боях за Донбасс Борис был ранен, а после госпиталя, в июле 1942 года, получил направление на учебу в военно-медицинскую академию им. Кирова в город Самарканд. 

В академии Борис Маурцев проучился немногим более двух месяцев, а затем подал рапорт об отправке на фронт. Просьбу его удовлетворили и назначили старшим фельдшером в 274-й стрелковой полк Сухумской дивизии внутренних войск НКВД, воевавшей на Северо-Кавказском фронте. Маурцев участвовал в прорыве так называемой «голубой линии» на Кубани, за что был награжден орденом Отечественной войны II степени. Снова получил ранение: отлежался в госпитале и – опять на фронт. На этот раз – врачом первого батальона 290-го отдельного десантного полка внутренних войск НКВД. Здесь ему довелось встретиться с политруком армии полковником Л. Брежневым. Было это перед самым штурмом Новороссийска в 1943 г. Жили в палатках, вспоминает Маурцев, питались кое-как, у многих началась цинга, стали выпадать зубы. Как-то под вечер в палатку Бориса входит «какой-то начальник». 

– Вы кто? 

– Врач первого батальона Маурцев. 

– Как живете?

– Плохо, голодаем. Ни мяса, ни картошки. 

«Начальник» (им оказался Л. Брежнев) мгновенно вызвал начпродслужбы полка и приказал принять меры по обеспечению продовольствием. Через день продуктами полк было обеспечен. 

Ад в Цемесской бухте.

А вскоре началась операция по освобождению Новороссийска. Группа, в которую входил Маурцев, должна была высадиться на Нефтеналивной пристани и отсюда атаковать врага. 

Ночью три торпедных катера с десантниками на полном ходу ворвались в Цемесскую бухту и попали под ураганный огонь. Один катер был потоплен, два других, выбросив на причал десант, поспешно отошли. Когда бойцы обнаружили, что причал почти весь разрушен, катеров уже не было. Десантники оказались отрезанными. С берега их начали обстреливать фашистские пулеметчики. В течение двух суток, находясь в осаде, под шквальным огнем, без еды и воды, Маурцев оказывал помощь раненым бойцам, а позже, когда подошел баркас, организовал эвакуацию раненых на Большую землю. За все время, пока импровизированный медпункт был отрезан от основных сил, ни один из его девятнадцати раненых бойцов не погиб. За участие в освобождении Новороссийска Борис Маурцев был награжден орденом Отечественной войны I степени. 

После освобождения Новороссийска Маурцев воевал в Крыму, затем на Западной Украине против националистов. Во Львове встретил Победу, а после окончания войны был направлен в Ленинград на учебу в Военно-медицинскую академию им. М. Кирова.

По окончании академии Б. Маурцев служил в погранвойсках МВД Юго-Западного округа, затем был переведен в Москву на должность начальника Центральной поликлиники КГБ СССР, а позже – первым замом начальника Военно-медицинского управления КГБ СССР.

В 1985 году, первым из медиков-чекистов вылетел на военном самолете в Кабул организовывать медпункт для сотрудников КГБ, работающих в Афганистане, за что был награжден орденом Дружбы Афганистана.

В 1992 г. в звании генерал-майора медицинской службы Борис Александрович вышел в отставку, стал активным членом ветеранского движения. 

Проживает в Москве.