Мужжавлёв Валерий Николаевич

Лейтенант Мужжавлев Валерий Николаевич, летчик, командир экипажа Ту-14Т 49 МТАП ВВС Тихоокеанского флота. 

Родился 13.09.1932 года в городе Иваново. Русский. Холост. Сведений о родителях нет.

Проходил службу в должности командира экипажа торпедоносца Ту-14 Т 49-го минно-торпедного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота.

03.12.1954 года погиб вместе с экипажем в катастрофе над заливом Петра Великого.

Ночью 3 декабря 1954 года над акваторией залива Петра Великого группа торпедоносцев Ту-14Т 49-го МТАП ВВС ТОФ возвращалась с учебных полётов над морем.
Самолёт Мужжавлёва шёл последним, с небольшим отставанием, и был засечён радарами ПВО. На неоднократные запросы он не реагировал по причине того, что, скорее всего, на самолёте отказала система опознавания и радиосвязь. 

На перехват торпедоносцу была поднята пара дежурных истребителей МиГ-15 535-го ИАП 32-й ИАД ВВС ТОФ, ведущий которой, подойдя ближе к самолёту, в темноте воспринял звёзды на фюзеляже за американские, и, решив, что перед ним американский разведчик Martin RB-57 Canberra, под покровом ночи пристроившийся к нашим самолётам, открыл огонь. 

Торпедоносец загорелся и, накренившись, круто ушёл вниз. Всё произошло очень быстро. Лётчики МиГов не могли в темноте наблюдать падения Ту-14Т, и, развернувшись, ушли на аэродром. Радость и эйфория от сбитого «американца» вскоре сменились горечью и болью, когда прошла сводка о не вернувшемся торпедоносце… 

Ветераны 49-го минно-торпедного полка ВВС ТОФ помнят факт этой трагической истории, и все 55 лет торпедоносец Валерия Николаевича Мужжавлёва считался погибшим над морем. Экипаж никто не искал, разговоры об инциденте постарались быстро свести к минимуму и устранить вовсе.
По внутренним каналам Министерства обороны спешно прошли указы и директивы, одной из которых стало задание ОКБ Туполева нанести красные пятиконечные звёзды на киль самолётов Ту-14Т, чтобы исключить подобные инциденты. Приказом командующего ВВС ТОФ от 27 января 1955 года №015 самолёт Ту-14 №2901403 списан с учёта, как непригодный к дальнейшей эксплуатации в результате катастрофы.
Приказом командира 49 МТАП от 7 декабря 1954 г. №0510 исключены из списков части, погибшие 3 декабря 1954 года при исполнении служебных обязанностей следующие военнослужащие экипажа самолёта Ту-14 №2901403: 

— лётчик лейтенант Мужжавлёв Валерий Николаевич;
— штурман лейтенант Макричук Юрий Григорьевич (26.01.1932 – 03.12.1954 гг. Днепропетровская область, г. Кривой Рог, холост. Сведений о родителях нет);
— воздушный стрелок-радист матрос Василюк Евгений Николаевич (18.08.1932 – 03.12.1954 гг.
г. Саратов, холост.Местожительство до призыва: г. Вольск, МТС, дом 27. Мать: Василюк В. С. 1902 г.р.)

Приказом командующего ТОФ от 25 декабря 1954 года №0784 лейтенанты Мужжавлёв Валерий Николаевич и Макричук Юрий Григорьевич исключены из списков офицерского состава, ввиду смерти.
Погибли при катастрофе самолёта 3 декабря 1954 года.

Похоронены 7 декабря на кладбище села Кневичи Шкотовского района Приморского края. 

(Фото предоставлены Приморской региональной молодёжной общественной организацией «Поисковое объединение «АвиаПоиск»).


ПАМЯТЬ:

Прошло 54 года со дня трагической гибели экипажа торпедоносца Ту-14Т, и среди отрогов горы Лысый Дед в Шкотовском районе Приморского края были найдены обгоревшие и разорванные останки самолёта. Удалось сразу установить, что это Ту-14Т.

элемент двигателястойка шассисерийный номеркусок покрышкикрупные обломкикабина штурмана


Из воспоминаний:

«Марк Эдельштейн, служивший в морской авиации ТОФ в этот период, помнит, что произошло в тот день: «В конце 53 года переучились на Ил-28. Это уже начало новой эпохи, эпохи реактивной техники. Правда через несколько лет я вернулся на поршня, на Бе-6, и эти пять лет на лодках, последние мои годы на флоте, были, пожалуй, для меня самыми лучшими за всю службу. Ну, о лодках, это отдельная тема.
Но был еще один самолет, реактивный самолет, о котором далеко не все знали, это Ту-14.Очень длинный, низкий, гораздо ниже Ил-28, зелёный.А длина за счёт большого, метра два или больше, гермоотсека, совершенно пустого, там только несколько электронных блоков стояло.Говорили, что Туполев там хотел какой-то третий, дополнительный, двигатель поставить. Армия, говорили, от него отказалась, а у нас было два полка: один на ТОФе, один на другом флоте.

Его необычный вид привёл к трагедии. Это был период «холодной войны». Американцы чуть ли не ежедневно шастали у наших берегов, поднимались истребители, иногда сбивали. Была даже такая форма информации в газетах и по радио: «Были подняты наши истребители, и самолет-нарушитель ушёл со снижением в сторону моря». Значит, е…и его.
Так вот подняли однажды ДСы, пару. Наводили их, наводили на нарушителя, а потом цель потеряли и приказали возвращаться. И вдруг ведущий видит — шлёпает вдалеке какой то длинный, зелёный. Докладывает:
— Вижу цель, разрешите атаковать!
— Опознаёте цель?
-Так точно, опознаю, разрешите атаковать!
— Атакуйте!

А потом, это уже позже по плёнке прослушивали, голос ведомого:
— Вижу наши опознавательные и хвостовой номер!
— Х…я, камуфляж, это «Канберра», прикрывай, атакую!
Как потом оказалось, у ТУшки «Свой-чужой»не работал.
Штурманом на сбитой машине был мой однокашник по Николаевскому училищу, а ведомым пары — ?6?»


Администрация проекта выражает благодарность Игорю Нефедову (г.Кохма) за помощь в создании страницы Мужжавлева В.Н.