Пожар танкере ТН-602 в Сормове (01.08.1977)

1 августа 1977 года в 2 часа ночи к причалу № 3 Сормовской нефтебазы прибыл танкер ТН-602, заполненный этилированным бензином А-76 емкостью 482 тонн для дальнейшей выгрузки. Для экипажа, состоящего из семи человек и четырех членов их семей, это был обычный рабочий рейс. То, что произойдет спустя несколько часов, запомнится оставшимся в живых навсегда. В 3 часа 30 минут сразу из пяти наполненных баков началась выгрузка бензина через специальные насосы танкера. Все шло по плану, но…

Как грозное знамение в тихую, спокойную ночь после выгрузки 102 тонн бензина в 4 часа 30 минут из строя выходит соединительная муфта генератора. Около трех часов ушло на ремонт дизель-генератора, и в 7 часов 30 минут операция по сливу бензина была продолжена. Заметьте, в этой истории наблюдается роковая последовательность минут, ибо на танкере все самое тревожное происходило на тридцатой минуте. В 8 часов 30 минут механик Шипунов В.В. услышал странный шум в работе двигателя и, спустившись в машинное отделение, он «на всякий пожарный случай” уменьшил обороты. Через минуту в машинном отделении прогремел взрыв и огненный смерч охватил танкер. В один момент судно превратилось в вулкан, извергающий огненную лаву бензина.

О пожаре на центральный пункт пожарной связи было сообщено в 8 часов 34 минуты. Диспетчером ЦППС были направлены силы и средства по вызову «Пожар №3”: 14 отделений на пожарных автонасосах и автоцистернах и 4 автомобиля пенного тушения, пожарные катера «Горьковчанин” (УПО УВД), «Дозорный” (ВОРП г. Горький) и теплоходы «Верстовский” (Завод «Красное Сормово»), «Беринг», «Разлив» (ВОРП), «Урал-7» («Волготанкер») — всего 6 судов. Далее счет уже шел на мгновения. Сосредоточение подразделений было закончено в течение 15 минут с момента вызов, еще через четверть часа прибыли суда. А первые водяные стволы и генераторы воздушно-механической пены были введены в очаг пожара уже через 5 минут после его возникновения. Все это время раскаленный корпус танкера постоянно охлаждался лафетными стволами. В тепло отражательных костюмах мужественно сражались с огнем десятки пожарных. Все они прекрасно знали характеристики подобного объекта, всю опасность, таящуюся в недрах раскаленных танков, но огонь должен быть побежден. Охваченный огненной бурей, танкер в любую минуту мог взлететь на воздух, и в любую минуту пожарным угрожала смертельная опасность быть заживо сожженными в этом адском котле. С помощью восьми пенных генераторов и 15 водяных стволов, благодаря самоотверженным действиям пожарных, к 9 часам 15 минутам пожар был локализован. Но в машинном отделении периодически происходили вспышки и хлопки горючих газов. На место пожара был дополнительно доставлен резерв тепло отражательных костюмов, готовилась смена работающих на боевых позициях.

Около 9 часов 37 минут танкер потряс взрыв чудовищной разрушительной силы. Огненный ураган высотой до 50 метров мгновенно смел на своем пути конструкции корабля и выбросил кипящий бензин на палубу, причальную баржу и на отдельные участки водного бассейна реки. Танкер разорвало на две половины, его кормовая часть погрузилась в воду. Стенки третьего грузового бака весом более трех тонн были отброшены на крутой берег на расстояние до 25 метров, второй бак сорвало с танкера в воду. Кошмарная картина развернулась перед глазами их боевых товарищей — пораженные огнем многие бойцы были сброшены в реку, прямо в горящий бензин, из последних сил они пытались выбраться на берег. Соратники, оставшиеся на берегу, как могли, оказывали им помощь в спасении. В результате взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 человек плавсостава судов, принимавших участи в тушении. Травмы и ожоги различной степени тяжести получили 28 человек, среди них и начальник Управления, руководитель тушения пожара Рогов В.П., 15 пожарных были тут же госпитализированы.

По мнению специалистов, взрыв на грузовом баке произошел от сильной концентрации горючих этилированных газов в незаполненных до конца емкостях. Другие емкости не взорвались только потому, что были полны бензином. Кстати говоря, пострадавших могло быть больше, если бы не своеобразный ландшафт местности: танкер стоял около крутого склона высотой до 25 метров на расстоянии 30 метров от берега. И потому огненная волна, благодаря крутому откосу, пошла стремительно вверх. Это и спасло жизни еще многих пожарных. Разорванный взрывом на части танкер через 1,5 часа затонул. После его поднятия в разломах корпуса были обнаружены искалеченные тела погибших. Подполковника В. Фирсова, занимавшегося охлаждением пяти грузовых танков, палубы и причала, опознали лишь по ключам от его квартиры. Тело подполковника Н. Гимонова найти не удалось.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 г. все погибшие на танкере пожарные, невзирая на должности и звания, награждены орденами “Знак Почета” посмертно.
Имена героев золотыми буквами высечены на памятном обелиске, открытом спустя 20 лет на месте их последнего боя и у Мемориального комплекса пожарных на Окском съезде.

Список погибших 1 августа 1977 года.

1. Батманов Валерий Михайлович – старший лейтенант внутренней службы, оперативный дежурный ОПО-38.
2. Березин Александр Григорьевич – младший сержант внутренней службы, старший пожарный 6-СВПЧ УПО.
3. Гимонов Николай Семенович – подполковник внутренней службы, заместитель начальника ОПО-38.
4. Голышев Юрий Михайлович – капитан внутренней службы, заместитель начальника 4-ВПЧ 1-ОВПО.
5. Гареев Рашид Валиевич – лейтенант внутренней службы, заместитель начальника ВПЧ-19 ОПО-38.
6. Гудков Дмитрий Борисович – сержант внутренней службы командир отделения 6-СВПЧ УПО.
7. Добряев Борис Васильевич – майор внутренней службы, помощник начальника штаба пожаротушения УПО.
8. Ермаков Владимир Николаевич – рядовой внутренней службы, пожарный 6-СВПЧ УПО.
9. Жаринов Альберт Васильевич – лейтенант внутренней службы, начальник ОП 6-СВПЧ УПО.
10. Игнатьев Александр Михайлович – сержант внутренней службы, командир отделения 6- СВПЧ УПО.
11. Копытов Александр Николаевич – старший лейтенант внутренней службы, начальник тыла штаба пожаротушения УПО.
12. Кутасов Николай Иванович – младший сержант внутренней службы, старший пожарный 6- СВПЧ УПО.
13. Малинин Владимир Игнатьевич – младший сержант внутренней службы, старший пожарный 6-СВПЧ УПО.
14. Овсянников Николай Николаевич – рядовой внутренней службы пожарный 8-СВПЧ УПО.
15. Панкратов Валентин Александрович – майор внутренней службы, начальник ОВПО-4 ОПО-38.
16. Пьянков Александр Сергеевич – старший лейтенант внутренней службы, слушатель III курса ВИПТШ МВД СССР.
17. Петелин Владимир Александрович – лейтенант внутренней службы, начальник караула 8 – СВПЧ УПО.
18. Рябев Николай Дмитриевич – рядовой внутренней службы, пожарный 25-СВПЧ УПО.
19. Соскин Алексей Иванович – рядовой внутренней службы, пожарный 6-СВПЧ УПО.
20. Смотраков Виктор Николаевич – рядовой внутренней службы, пожарный 6-СВПЧ УПО.
21. Солдусов Василий Степанович – рядовой внутренней службы, пожарный 19-ВПЧ ОПО-38.
22. Удалов Анатолий Александрович – старший лейтенант внутренней службы, заместитель начальника 24-ВПЧ ОПО-38.
23. Фирсов Владимир Константинович – подполковник внутренней службы, заместитель начальника отдела службы и подготовки УПО.
24. Фадеев Александр Александрович – рядовой внутренней службы, пожарный 8-СВПЧ УПО.

Гражданские лица, погибшие при взрыве танкера ТН-602:
1. Авдонин Владимир Александрович – электромонтер 5 разряда теплохода – буксира «Верстовский».
2. Заяц Владимир Афанасьевич – линейный механик Горьковского районного управления «Волготанкер».
3. Казаков Виктор Борисович – третий штурман-помощник механика теплохода «Беринг.
4. Мёдов Виктор Николаевич – радист-электрик теплохода «Беринг».
5. Мелехина Зоя Александровна – матрос теплохода «Беринг».
6. Синяев Владимир Иванович – механик-наставник Горьковского районного управления «Волготанкер».
7. Синюшкин Вячеслав Александрович – рулевой моторист теплохода «Беринг.
8. Шипунов Вениамин Васильевич – штурман, второй механик танкера ТН-602.
9. Галкин Евгений Владимирович – водолаз 3–го Московского отряда «Подводречстроя».

ПАМЯТЬ:

Имена погибших сотрудников высечены на памятном обелиске, открытом спустя 20 лет на месте их последнего боя и у Мемориального комплекса пожарных на Окском съезде в городе Нижнем Новгороде.