Спецоперация «Аргун» (20.12.1999)

%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%86%d0%be%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%b0%d1%80%d0%b3%d1%83%d0%bd-%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c

СПЕЦОПЕРАЦИЯ «АРГУН».

20 декабря 1999 года подразделения пограничников (ДШМГ Дальневосточного и Западного региональных погрануправлений при поддержке подразделений группировки «Юг» федеральных войск десантировались в Аргунское ущелье Чеченской республики).

Так началась операция «Аргун». Её замысел вытекал из общего замысла действий объединённой группировки войск на Северном Кавказе в рамках проводимой ими контртеррористической операции. И сводился к замыканию разорванной государственной границы в Аргунском ущелье Чеченской республики. Именно здесь проходила единственная транспортная артерия, которая связывала республику с Панкисским ущельем Грузии и питала бандформирования боеприпасами, оружием, иностранными наемниками и многим другим.
При этом Республика Грузия на неоднократные обращения России закрыть с их стороны границу всячески отвергала все российские требования, а порой и молча содействовала творящемуся здесь беспределу.
Руководство проведением операции Директором Федеральной пограничной службы было возложено на начальника регионального пограничного управления генерал-полковника Евгения Болховитина. Непосредственное оперативное руководство в районе сосредоточения участвующих в операции войск (Торгим, Республики Ингушетия) осуществлял развёрнутый здесь специальный штаб под руководством генерала Николая Лисинского.
В Торгиме, где сосредоточились резервы и располагалась площадка подскока пограничной авиации, командиров ввели в курс дела, приказали быть готовым и в любую минуту к переброске за хребет, в Аргунское ущелье.

Начались томительные часы ожидания.

Лидеры чеченских экстремистов считали автодорогу по Аргунскому ущелью основным каналом доставки на территорию Чечни оружия боеприпасов и других средств ведения и обеспечения боевых действий, отправки раненых боевиков на лечение в Грузию и Азербайджан.

Днём 19 декабря на господствующие высоты – развалины Верхние Джари и Коротах, хребет Кюрелам и других – высадились подразделения 56-го парашютно-десантного полка ВДВ, которые должны были в дальнейшем обеспечить прикрытие высадки пограничных подразделений. Для боевиков появление «крылатой пехоты» стало неприятным сюрпризом. Так и не сумев организовать должную оборону, они потерпели полное фиаско.
… Наступило время «Ч». 20 декабря на рассвете, после массированной артподготовки по всему Аргунскому ущелью, в небо поднялись пограничные «вертушки», взяв курс на ущелье. Первоочередными задачами были следующие: закрепиться на указанных участках, выбрать позиции для постов боевого охранения, обеспечить прикрытие вертолетной площадки, а также определить места засад и укрупненных секретов.
Высадка десанта проходила в сложной обстановке, в условиях горно-лесистой, малоизученной и труднопроходимой местности. До самого вечера. Боевики пытались как-то оказать сопротивление, в частности, в районе плато, которое обозначено на карте как «развалины Тусхороя». Оно расположено в самом верху Аргунского ущелья и является выгодным в стратегическом и тактическом плане местом.
В ходе первого этапа операции под охрану был взят 18-километровый участок границы по обоим берегам реки Аргун, перекрытый зоной плотного огня. Затем постепенно, шаг за шагом, пограничники осваивались на занятых позициях, рыли окопы, ставили блиндажи до тех пор, пока полностью не заняли все господствующие высоты в Аргунском ущелье.

Затем началась кропотливая работа по обустройству границы: тщательно и детально изучались особенности местности на участках застав, налаживалась связь, оборудовались пограничные заставы, комендатуры, огневые точки, ремонтировались, а зачастую прокладывались новые дороги.

Таким образом, в результате успешно проведённой специальной пограничной операции «Аргун» удалось вскоре взять под охрану весь ранее неконтролируемый 81,7-километровый чеченский участок Государственной границы России с Грузией и перекрыть, образно говоря, боевикам кислород.

Исключительная слаженность и умелость действий пограничников позволили избежать потерь. Постепенно налаживались контакты с местным населением, которое с пониманием стало относиться к пограничникам.
Родина высоко оценила вклад пограничников в обеспечение надежной охраны Государственной границы: несколько сот пограничников были удостоены государственных наград.