Гроцкий Владимир Иванович

Майор ВВС Гроцкий Владимир Иванович, лётчик-испытатель 3-го класса (с 1961 года).

Родился 18.07.1932 года в селе Красный Яр ныне Балаковского района Саратовской области.

Через несколько лет семья Гроцких переехала к родственникам в город Кинешма Ивановской области. Здесь в 1940 году Владимир пошёл в школу. Он не только хорошо учится, но и посещает различные кружки, особенно усиленно занимается физкультурой.

В 1948 году Владимир поступает в Ивановскую спецшколу ВВС№3, которую заканчивает в 1951 году и решает поступить в лётное военное училище, чтобы стать летчиком.

В армии с августа 1951 года. В 1954 году окончил Борисоглебское ВАУЛ.

Освоил самолеты Як-18, Як-11, МиГ-19. Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация). Освоил истребитель-бомбардировщик Су-7Б.

С 17 января 1959 по февраль 1961 – лётчик-испытатель 27-го и 557-го отдельных смешанных испытательных авиационных полков НИИ-4; принимал участие в испытаниях различного авиационного вооружения. Освоил МиГ-21.С февраля 1961 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (1-е Управление). Выполнил ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.

В 1962 году Гроцкому В.И. присвоено звание майора.

Погиб 09.04.1963 года при выполнении испытательного полёта на истребителе-бомбардировщике Су-7Б. На этом самолете проводились испытании прицела для бомбометания с кабрирования – ПБК-1.

Жил в городе Ахтубинск Астраханской области.

Похоронен на старом кладбище города Заволжск Ивановской области.

ПАМЯТЬ:

Имя Владимира Ивановича Гроцкого навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полёта.

Рассказывает Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации С.А.Микоян, в то время – начальник 1-го управления ГНИКИ ВВС:

«Испытательные полеты выполняли Вадим Петров и Владимир Гроцкий. В один несчастный день утром после полета Петрова второй полет выполнял Гроцкий. Самолет шел к цели со скоростью 1050 км/час на высоте менее 100 метров. Неожиданно у него стали выпускаться посадочные закрылки (могло произойти замыкание в цепи или летчик случайно нажал кнопку их выпуска). Скорость полета почти в два раза превышала предельно допустимую по прочности для выпущенных закрылков, поэтому большой кусок закрылка отломился и ударил по половинке стабилизатора, отбив ее (она упала на землю вслед за куском закрылка). Дальше произошло что-то невероятное: самолет упал почти тут же после падения половинки стабилизатора, хотя, имея большую скорость, должен был пролететь дальше по инерции.

На самолете были подвешены три бомбы, но их в обломках не нашли, а «ушки» их подвески оказались разорванными. Ведущий инженер по испытаниям В.Комлюхин что-то посчитал на бумажке и пошел вперед по направлению полета самолета. Примерно в трех километрах он нашел все три оторвавшиеся бомбы. Выяснили, что ушки рассчитаны на силу до 3000 кг. Вес бомбы 100 кг, значит, перегрузка была около 30! Неужели на самолете могла возникнуть такая большая перегрузка? Расчетная разрушающая перегрузка всего 12!

Причиной это оказалась поломка половины стабилизатора. Дело в том, что при полете на предельной приборной скорости создается сильный кабрирующий момент – самолет стремится поднять нос и уйти вверх. Летчик удерживает его в горизонтальном полете почти полной отдачей ручки от себя. Аэродинамические расчеты показали, что при отломленной одной половине управляемого стабилизатора оставшаяся половина не могла удержать самолет в горизонтальном полете, — он «вздыбился», как бы встал поперек направления движения и резко затормозился. Стальные лонжероны его крыла переломились, как спички, еще до удара о землю. Мощные стойки шасси, похожие на стволы тяжелых гаубиц, сорвав замки, рывком выпустились и скрутились под действием силы инерции колес. А бомбы сорвались с подвески. При такой перегрузке летчик погиб, очевидно, еще в воздухе».

Статья в Заволжская общественно-политическая газета «Авангард» 

Книга «Помним всех поимённо» (Ахтубинск, 2010) 


Администрация проекта выражает благодарность Андрею Симонову (г.Жуковский) и Сергею Каргапольцеву (г.Иваново) за помощь в создании страницы Гроцкого В.И.