Селезнёв Андрей Васильевич
Селезнёв Андрей Васильевич-участник Афганской войны, рядовой.
Родился 02.02.1965 года в городе Кохма Ивановской области.
В 1982 году окончил среднюю школу в деревне Богданиха Ивановского района.
Работал фрезеровщиком на Кохомском заводе строительно-монтажных машин. (завод «Строммашина»). Сразу после выпускного женился, а в июле 1982 году родилась дочь.
Одновременно занимался в школе ДОСААФ, занимался парашютным спортом, стрельбой.
В Вооружённые Силы СССР был призван 12 мая 1984 года Ивановским РВК.
Прошел подготовку в учебном подразделении 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады (город Брест,Белорусский ВО). Был зачислен в сформированный в начале 1985 года на базе 5-й отдельной бригады специального назначения 334-й отдельный отряд специального назначения, с которым убыл в Афганистан.
В Республике Афганистан с марта 1985 года.
Служил разведчиком-снайпером 3-й группы 3-й роты специального назначения 334-го отдельного отряда специального назначения 15-й отдельной бригады спецназа ГРУ ГШ Вооружённых Сил СССР (войсковая часть полевая почта 83506; города Асадабад, провинция Кунар).
Неоднократно участвовал в боях.
29.10.1985 года рядовой Селезнёв находился в составе разведгруппы, осуществлял выполнение боевой задачи по захвату склада с оружием и боеприпасами противника в районе города Асмар провинции Кунар.
После десантирования из вертолётов, разведчики попали под огонь душманов. Рядовой Селезнёв вел меткую стрельбу из снайперской винтовки, подавил несколько огневых точек противника. В этом бою получил смертельное ранение в голову.
Похоронен на старом городском кладбище Кохмы (лесной участок).
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно), медалями, в том числе белорусской медалью «В память 10-летия вывода советских войск из Афганистана».
ПАМЯТЬ:
В Кохме, на доме где родился и вырос (улица Кавалерийская, д.1), в 2015 году установлена мемориальная доска.
Его имя увековечено на мемориале в городе Марьина Горка, где дислоцировалась 5-я отдельная бригада специального назначения.
Его имя увековечено в Книге памяти Ивановской области (Книга памяти участников локальный войн и миротворческих миссий СССР и РФ (1950-2010-е г.г.) Ивановская область/отв.ред. А.К.Калинин; сост. А.А.Климов-Иваново; Издатель Ольга Епишева, 2017 г.).
Памятный знак погибшим воинам (г.Кохма)
Мемориал погибшим воинам-афганцам (г.Иваново)
Памятник воинам-интернационалистам на Поклонной горе (г.Москва)
В деревне Богданиха на здании средней школы (дом 93), в которой учился Андрей Селезнёв, установлена мемориальная доска.
Фотографии из семейного архива:
Вспоминает Павел Федорцов, командир отделения 3-й группы 3-й роты 334 ооСпН:
— Нас, асадабадцев, так и называли тогда — смертнички. Раньше я особенно не задумывался над этим. Мы уезжали куда-нибудь под Джелалабад, дислоцировались там, жили в БТРах, недели две воевали, делая по три-четыре выхода, потом возвращались к себе в Асадабад. Перед каждым отъездом выходили жены советников нас провожать. И я думал тогда: чего они стоят постоянно? Позже дошло: в редких случаях все возвращались со спецопераций целыми, обязательно кто-нибудь погибал или получал ранение…
На той войне я мог четыре раза погибнуть. Постоянно думаю о том, что мой друг Андрюха Селезнев погиб, а я должен был быть на его месте. Мы шли с ним к кишлаку. Он был снайпер и по походному порядку должен был идти впереди меня. А он сзади идет. Я ему говорю: “Андрей, ты должен идти впереди”. Он мне: “Подожди, Бульба (так меня ребята звали), не спеши, потом”. И вот мы подошли к кишлаку, к дувалам, Игорь Курмашев перелез, потом я. Смотрим — нет Андрюхи, глянули вниз — лежит. Если бы он шел впереди, пуля в меня бы попала. Я потом в честь друга сына Андреем назвал. В прошлом году мы с ним ездили в Иваново на могилку Андрюхи.
На той же войне, когда мы оставили Андрея с санинструктором и стали продвигаться дальше вдоль стенки, две пули пролетели вблизи от моего колена, оставив два синяка, какой-то сантиметр — и нога бы вдребезги. Когда мы несли погибшего Андрюху на вертушку, моему соседу Сергею Клочко сбивает мушку на автомате, пробивает фляжку с водой, мы бежим с носилками и на ходу пьем воду, потому что каждая капля там имеет цену, подбегаем к вертушке. Буквально метрах в 15 с гранатомета по нам палят, не попадают. Мы Андрюху — в вертушку, забираемся туда сами, вертушка поднимается, и уже внутри нее ранение получает еще один солдат. Такая была война.