Черняев Сергей Анатольевич
Черняев Сергей Анатольевич-водитель, гвардии рядовой контрактной службы.
Родился 20.04.1965 года в деревне Ярышкино Кинешемского района Ивановской области.
В 1982 году окончил 10 классов средней школы в городе Наволоки.
В Вооружённых Силах СССР по призыву с 30 октября 1983 года.
Проходил военную службу по призыву в мотострелковых войсках, в Подмосковье.
Заключил контракт с Министерством обороны РФ с 22 апреля 2000 года.
С апреля 2000 года принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе в должности водителя 15-го гвардейского Шавлинского мотострелкового полка 2-й гвардейской Таманской мотострелковой ордена Октябрьской Революции Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии.
Погиб при подрыве на мине 02.09.2000 года.
Похоронен на кладбище в городе Наволоки Кинешемского района Ивановской области.
В награждении государственной наградой отказано.
ПАМЯТЬ:
Его имя увековечено в Книге памяти Ивановской области (Книга памяти участников локальный войн и миротворческих миссий СССР и РФ (1950-2010-е г.г.) Ивановская область/отв.ред. А.К.Калинин; сост. А.А.Климов-Иваново; Издатель Ольга Епишева, 2017 г.)
Его имя занесено в КНИГУ ПАМЯТИ о военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, погибших в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (август 1999 г.-декабрь 2012 г.)
Фотографию места захоронения предоставил Сергей Каргапольцев (г.Иваново)
Интервью с вдовой погибшего военнослужащего Черняевой Светланой Леоновной. 6 марта в Комнате боевой славы Общества инвалидов войны «Побратим» записано видеоинтервью с Черняевой Светланой Леоновной — вдовой погибшего военнослужащего – участника боевых действий на территории Чеченской Республики в период с 14 апреля по 2 сентября 2000 года Черняева Сергея Анатольевича.
Муж Светланы Леоновны попал по призыву в 3-й Мотострелковый взвод 7-ю роту 7-й Мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в Наро-Фоминске (в Подмосковье). Службу нес ответственно, так как подобает настоящему мужчине, замечаний не имел. Демобилизовавшись, он вернулся на свою малую родину — в Ивановскую область. Начал работать, женился, через некоторое время в семье появился первенец, а позднее родилась дочь. 90-е годы были очень трудными, многие люди, заставшие это, помнят как по полгода приходилось ждать зарплату, стоять в огромных очередях за товарами, которые были в дефиците, помнят и пустые прилавки, талоны на хлеб, яйца, молоко, по которым можно было купить хоть какую-то еду. В этих непростых экономических условиях молодой семье с двумя детьми надо было как то выживать. Родители были не в состоянии оказать существенную поддержку – одни жили далеко на Украине, другие тяжело болели. Поэтому молодая семья карабкалась в этой ситуации как могла. С началом 1-й Чеченской кампании сложившаяся в стране ситуация еще больше обострилась. Людям в эти времена многое пришлось испытать, пережить, чтобы стать сильнее, крепче.
Отслуживший в армии Черняев Сергей не остался в стороне и принимал попытки попасть на войну по контракту, но безуспешно. Летели годы, в стране зарождались рыночные отношения, люди шагали по головам других в погоне за наживой, расцветал бандитизм, бездействовала милиция, шла страшная война, во все уголки новой России приходили тысячи ящиков с пометкой «Груз-200». Рыдали родители, братья сестры. Помню об этом и никогда не забуду.
В 1996 году трагическая бойня на Северном Кавказе завершилась Хасавюртовскими соглашениями. Наши войска покинули территорию Чечни, а мы надеялись на то, что это больше никогда не повториться. Однако через 3 года в 1999 году боевые действия на Кавказе возобновились, как будто бы намекая народу на то, что еще не все на этой войне обогатились, не все усмирили свои амбиции. В такой опасный для всей страны момент былые солдаты, офицеры не могли остаться в стороне и принимали решения участвовать в войне. Для многих это была уже не первая «горячая точка» и опыт пройденных боев позволял делать такой выбор, для кого-то война стала возможностью заработка, мести за погибших товарищей, желанием проявить себя, всплеском энергии, молодецкой удали, или, как сейчас говорят, безбашенности. Сергею Черняеву необходимо было содержать семью, воспитывать детей, помогать больным родителям.
В 2000 году он прошел мед. комиссию, несколько раз просил начальников военкомата о том, чтобы его отправили на Северный Кавказ. Проявив мужскую настойчивость в своем решении, он добился цели. 14 апреля он собрал вещи, попрощался с родными, погрузился на эшелон, который увозил их – молодых и полных жизни ребят из тихого города Кинешма на перевалочный пункт. 20 апреля его вместе с товарищами погрузили на самолет и доставили на место дислокации и боевой подготовки. Свой день рождения Сергей Черняев встретил в самолете, 20 апреля ему исполнилось 35 лет. Как оказалось позднее, этот день рождения стал для него последним. Он отправлялся туда, где каждую минуту рвутся снаряды и тела молодых солдат, женщин, детей и стариков рассекают осколки металла, где, как факелы, горят бронемашины, танки, а по броне струится кровь, где ночью, словно искры от костра, разлетаются очереди трассеров, свистят пули, туда, откуда далеко не каждый возвращается живым и здоровым. Сергей, как ни странно, попал по распределению именно в ту воинскую часть и к тому командиру, где служил раньше. Он снова стал мотосрелком.
Домой он каждый месяц отправлял письма, в которых не было ни слова о трудностях, опасностях или тяжелых бытовых условиях. 3 мотострелковый взвод стоял на горе, это было самое опасное место, солдатам часто приходилось отвечать огнем на обстрелы и атаки. Служба шла, хотелось домой. По словам жены Сергея Анатольевича, ее муж только будучи на войне понял, что значит разлука с близкими, очень скучал по детям, супруге. Перед тем, как вернуться домой, он завел тетрадку, стал отмечать в ней дни до возвращения. Совсем немного оставалось до прибытия замены, скорая встреча с родными переполняла душу эмоциями, переживаниями. Сергей хотел привезти своим детям орехов, но, к сожалению, так и не смог. 2 сентября 2000 года, спустя несколько месяцев после дня рождения, Сергей Черняев погиб при выполнении очередной боевой задачи.
В заключении о смерти, выданном 7 декабря 2000 года жене погибшего, указывается, что смерть наступила в результате боевой травмы – множественных ранений груди, живота с повреждением сердца, левого легкого и кишечника. Особенно трудной была процедура опознания. Проходили она в Ростове-на-Дону. Матери погибшего, увидевшей тело, стало плохо, ее оправили домой в Кинешму. Для завершения процедуры вызвали Светлану Леоновну – жену Сергея Анатольевича. Она узнала в погибшем своего мужа. Страшной и одинокой стала жизнь для вдовы с двумя маленькими детьми в ветхом частном доме. Свекровь обвиняла в гибели сына сноху, настраивала против нее детей. Это продолжалось целых 3 года. На мой вопрос о том, как же Светлане Леоновне одной удалось вырастить детей и выжить самой, не сломавшись в таких тяжелых условиях, она ответила – «С Божьей помощью». Тут в памяти не могут не возникнуть строки из поэмы Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», в которой так описал тип «величавой славянки»: …. И голод, и холод выносит, Всегда терпелива, ровна… Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна! (…) В игре ее конный не словит, В беде не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Примечательно, что поэма была написана Некрасовым в 1863 году, а ее строки до сих пор являются актуальными и сегодня! Славянка – русская, украинка, белоруска – женщин этих братских народов всегда объединяла, и будет объединять способность выносить на своих хрупких, на первый взгляд, плечах все тяготы, лишения и невзгоды, поступать так, как подсказывает сердце, не теряя надежды, веры и любви даже в самых трудных ситуациях.
На первой фотографии — муж Светланы Леоновны Черняевой, Сергей Анатольевич;
На второй фотографии — проводы мужа. День оправки в командировку на Северный Кавказ;
На четвертой фотографии — письма, кторые присылал своей супруге Сергей Черняев;
На пятой и шестой фотографиях — части письма, которое отправили боевые товарищи и сослуживцы матери погибшего Сергея Черняева;
На седьмой фотографии — присланный командиром ВЧ 73881 отказ в присвоении Черняеву Сергею Анатольевичу государственной награды за участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе.