Алфеев Владимир Иванович
Орденоносец, гвардии подполковник ВВС Алфеев Владимир Иванович, военный летчик.
Родился 15.07.1923 года в селе Миловокое Комсомольского района Ивановской области.
В 1939 году окончил 9 классов средней школы города Комсомольска, после чего поступил в Ивановский аэроклуб, который окончил весной 1941 года.
В мае 1941 года направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов им. Чкалова, которую окончил в марте 1944 года в звании младшего лейтенанта.
После окончания авиашколы направлен в состав 4-го ЗИАП (5 ЗАБ) в качестве лётчика-инструктора.
После окончания Великой Отечественной войны и расформирования запасных авиаполков в ноябре 1946 года лейтенант В.И. Алфеев направлен в состав Чугуевского военного авиационного училища лётчиков на должность лётчика-инструктора, где проработал до марта 1950 года.
В марте 1950 года в звании старшего лейтенанта направлен для дальнейшей службы в состав 32-го Гвардейского иап (324-я иад Московского военного округа) на должность старшего лётчика. В составе этого полка прослужил до ноября 1950 года и был переведён в состав 196-го иап (324-я иад) на должность старшего лётчика.
В составе 196-го иап в период с декабря 1950 года по февраль 1952 года находился в Китае в правительственной командировке. В период с апреля 1951 года по февраль 1952 года участвовал в боевых действиях в составе 196-го иап на территории КНДР. В ноябре 1951 года получил звание капитана, а в январе 1952 года назначен командиром звена в составе 3-й эскадрильи 196-го иап.
За период участия в боевых действиях в небе КНДР выполнил около 150 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, лично сбил 7 самолётов противника. Прибыв в феврале 1952 года на Родину, назначен заместителем командира эскадрильи 196-го иап и получил звание майора. В мае 1953 года переведён в состав 176-го гвардейского иап ПВО (52-я ВИА) на должность командира эскадрильи. С октября 1955 года — заместитель командира 176-го вардейского иап ПВО по лётной подготовке. Через год, в октябре 1956 года, подполковник Алфеев назначен помощником командира 324-й иад ПВО по огневой и тактической подготовке. С августа 1958 года — заместитель командира 205-го иап (52-я ВИА), прослужил на этой должности до апреля 1959 года, после чего стал командиром 191-го иап (328-я иад).
В апреле 1960 года подполковник Алфеев направлен в распоряжение Командующего войсками Московского округа ПВО и был прикомандирован к ЦК ДОСААФ. В августе 1960 года назначен заместителем по лётной подготовке начальника Калужского авиационного учебно-тренировочного центра ДОСААФ, где прослужил до февраля 1963 года, после чего ушёл в отставку.
Проживал в городе Иваново.
Умер 22.05.1983 года.
Награды: орден Красного Знамени (10.10.1951 г. — за бои в Корее), медаль «За боевые заслуги» (19.11.1951 г. — за выслугу лет), орден Красного Знамени (25.09.1952 г. — за бои в Корее), орден Красной Звезды (29.04.1954 г.), орден Красного Знамени (09.03.1956 г.), орден Красной Звезды (30.12.1956 г.).
За боевые подвиги в Корее был представлен к званию Героя Советского Союза, но так его и не получил.
Список известных воздушных побед В. И. Алфеева:
Д а т а | Сбитые самолёты | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Примечание |
20.05.1951 | 1 Ф-86 | Синыйджу | Повредил F-86A № 49-1319,1 из состава 334-го FIS |
22.10.1951 | 1 Ф-86 | район реки Ялуцзян | |
26.10.1951 | 1 Ф-80 | F-84E № 50-1159 из состава 136-й FBW | |
01.12.1951 | 1 Ф-84 | ||
11.12.1951 | 1 Ф-86 | Ансю | |
14.12.1951 | 1 Ф-86 | район реки Ялуцзян | F-86E №50-0665 из состава 25-й FIS 51-го FIW |
28.12.1951 | 1 Ф-86 | Тэйсю | Предположительно, F-86A № 49-1083 из состава 335-й FIS |
Всего сбитых самолётов — 7 + 0; боевых вылетов — около 150; воздушных боёв — около 50. |
С самого начала боёв в небе Кореи лётчиков 196-го полка, в составе 3-й АЭ храбро сражался старший лейтенант Алфеев Владимир Иванович. Он, как и командир 3-й АЭ Николай Шеламонов и другой ставший асом лётчик этой АЭ старший лейтенант Фёдор Шебанов, прибыл в состав 196-го иап из состава «братского» 32-го гиап прямо накануне отъезда полка в правительственную командировку. Алфеев был отобран командиром 196-го иап подполковником Пепеляевым и прибыл в полк в середине ноября 1950 года. Попал в состав 3-й АЭ на должность старшего лётчика, и уже в декабре месяце убыл вместе с полком на Корейскую войну. . Воевал В. И. Алфеев с начала боёв, и вполне успешно: участвовал во всех боевых вылетах эскадрильи, от вылетов не уклонялся и был очень надёжным в бою товарищем. Однако на первых порах ему не везло, а вот его ведомому Фёдору Шебанову очень везло и к тому моменту, когда его командир одержал свою первую победу, ведомый имел уже на своём счету 5 побед. Но зато первая же победа Василия Алфеева оказалась довольно громкой и досталась ему вполне заслуженно. Это произошло в известном сражении 20 мая 1951 года, когда лётчики 196-го иап сошлись с асами из состава 334-й и 336-й FIS. Так вышло в этом бою, что восьмёрка Шеламонова подошла в самый разгар боя и подошла удачно, так как в сражении, как теперь известно, участвовали 28 «Сейбров» из состава этих двух эскадрилий 4-го авиакрыла. В момент, когда в бой вступили лётчики 3-й АЭ, ведущему асу 334-й FIS капитану Джеймсу Джабаре (James Jabara) удалось сбить самолёт капитана Назаркина и повредить самолёт старшего лейтенанта Зыкова — оба из состава 2-й АЭ полка. Согласно рапорту старшего лейтенанта Алфеева, далее события развивались таким образом: «…В воздушном бою 20 мая 1951 года между 15:06 и 15:50 в районе Тецузан (ныне это город Чолсан) я сбил вражеский самолёт F-86. Я сделал по нему 4 очереди с дистанции 600-300 метров, стрелял под ракурсом 0/4. Вражеский самолёт, который имел только один подвесной топливный бак, стал неуправляемым …» А вот рассказ уже самого Джеймса Джабары об этом бое: «Я уже начал думать, что у меня не будет шанса сбить свой 5-й «МиГ». Прошёл уже месяц с тех пор, как я сбил свой 4-й самолёт. Я был во второй группе «Сейбров», когда мы совершали вылет вниз по реке Ялу. Набирая высоту, услышали первые выстрелы. Наших коллег атаковали около 50 «МиГов», и они просили нас поспешить. Мы поднялись на 35 000 футов и быстро сбросили подвесные баки. Все, кроме меня. Один из моих баков не отделился от плоскости, но я не мог упустить случая стать асом, и я сказал своему ведомому Кемпу, что мы вступаем в бой [Поэтому точно можно сказать, что именно Алфеев стрелял по самолёту капитана Джабары]. Я вернулся на высоту в 20000 футов и увидел ещё 6 «МиГов». Я был в хорошей позиции и, выбрав один из них, сократил дистанцию и дал 2 длинных очереди. Они попали ему в фюзеляж и в хвост. «МиГ» тут же загорелся. Я снизил скорость и пошёл за ним до высоты 6500 футов, чтобы убедиться, что он упадёт на землю. Вдруг в кабине послышался какой-то треск. Я обернулся и увидел пару «МиГов», стреляющих в меня. Кемп должен был меня прикрыть, но сам был занят другими «русскими». Оторвавшись влево, я набрал максимальную скорость. Около 2-х минут мы с ними носились в небе друг за другом. Они — всё время стреляли по мне, а я — выделывал такие трюки, для который F-86 не был предназначен. По радио со мной связались: «Сообщи, если тебе нужна помощь». Я ответил: «Конечно, не откажусь», так как вдобавок у меня заканчивалось горючее. Мне на помощь пришли 2 F-86. Один из «МиГов», увидел это, оторвался и улетел к своим. Другой продолжал стрелять. Жан Холлей, один из пилотов прибывших мне на помощь, зашёл в хвост «МиГу» сзади и открыл огонь. Мы ходили кругами — я убегал, «МиГ» стрелял в меня, Холлей — стрелял в него, а Питтс ведомый Холей, был сверху всех нас. Скоро «МиГ» задымил и повернул назад и перелетел Ялу. Так как у всех заканчивалось горючее, никто не стал догонять его. Я сказал Холею: «Спасибо, ты спас мою шею». Весь бой продолжался около 20 минут». Джабара конечно кое-что утрировал и до конца правду не говорит, так как второй «МиГ», который, по словам Джабары, бросил своего ведущего и ушёл «к своим», на самом деле был Фёдор Шебанов, который не бросил своего ведущего, а сделал боевой разворот и вскоре повис в хвосте у капитана Питтса. Именно точный огонь Шебанова повредил самолёт Питтса, и он был вынужден подбитым добираться до своей базы. Да и самолёт Алфеева, который, по сути, гонял Джабару в поисках спасения, не был подбит в этом бою и не имел повреждений. Так что «задымивший» МиГ-15 Алфеева благополучно вернулся на свой аэродром. В целом, можно констатировать, что если бы не пришедшая на помощь пара 1-го лейтенанта Холи, то неизвестно бы как сложилась судьба Джабары бы этом бою, мог и искупаться в Жёлтом море, а то и голову сложить на этой войне в этот день… В любом случае, Алфееву удалось в этом бою серьёзно повредить машину Джабары, но ему удалось свой F-86A №49-1319 довести до своей базы в Сувоне и благополучно его посадить, вскоре его восстановили. Американские историки утверждают, что самолёт Джабары в том бою повреждён не был. Однако до сих пор есть сомнения в этом утверждении, так как прибывшие корреспонденты фотографировали первого американского аса Корейской войны на фоне совсем другого самолёта, что и породили сомнения, что Джабара вернулся из боя на целой машине. Вероятно, чтобы не портить кадры Джабары на фоне повреждённого самолёта, его попросили позировать корреспондентам на фоне другой, не повреждённой машины — зачем портить праздник своим читателям! Пропаганда работала по обе стороны войны! Между тем, эта победа придала уверенности Алфееву и победы, затем последовали одна за другой. Победный счёт Владимир Алфеев продолжил в октябрьских боях и записал на свой счёт ещё 2 победы. Сначала в большом сражении 22 октября Алфеев сбивает своего второго «Сейбра», а через 3 дня, 26 октября, в бою уже с «Тандерджетами» из состава 136-го FBW и «Шутинг Старами» из состава 51-го FIW сбивает одного F-80. Правда, в этом бою погибает его постоянный ведомый Герой Советского Союза Фёдор Шебанов, который в ходе боя увлёкся и погнался за самолётом противника, бросил ведущего и попал под атаку противника, а рядом, чтобы помочь, никого из наших лётчиков не оказалось. Этот вылет состоялся в 10:43 в составе 12 экипажей, ведущий майор Митусов, на перехват самолётов противника в район Анджу, Дзюнсен и Эйдзю. В 10:59 в районе Дзюнсен произошла встреча на высоте 5000 метров с группой из 20 F-80, которые летели колонной четвёрок и шестёрок. По команде ведущего наши лётчики перешли в атаку на самолёты противника и в коротком бою сбили 3 самолёта F-80. На свой аэродром из этого вылета не вернулся самолёт старшего лейтенанта Фёдора Шебанова. В бою израсходовано 154 снаряда к пушкам Н-37 и 309 снарядов к НР-23. .
Но самым удачным для Алфеева был месяц декабрь. В ноябре месяце он был назначен на должность командира звена, и ему было присвоено звание капитан. Воодушевлённый повышением по службе, капитан Алфеев уже в первый день декабря сбивает F-84, а через 1,5 недели сбивает свой 5-й самолёт противника в небе Кореи — это был F-86 «Сейбр». И хотя американцы не признали потерь в этот день своих «Сейбров», это не повлияло на результативность нашего лётчика — он стал очередным асом в составе 64-го ИАК ПВО. 14 декабря лётчики 196-го ИАП провели 2 удачных боя с «Сейбрами» и заявили 4 победы, без своих потерь. Американцы признали потерю одного своего «Сейбра» и ещё 2 были повреждены, но вернулись на свою базу и были восстановлены. Однако единственную достоверную победу западные историки отдают на счёт капитана Алфеева — именно он по их предположению сбил в этом бою F-86E № 50-0665 из состава 25-й FIS 51-го FIW, пилот которого Уилер (Wheeler) спасся на парашюте и его подобрала ПСС ВМС США. . Свою последнюю победу в корейском небе капитан Алфеев одержал 28 декабря 1951 года. В этом вылете ведомым у него был старший лейтенант Пётр Григорьевич Иовлев, который вспоминает об этом бое так: «В этот день мы вылетели в составе полка, состоящим из 12 экипажей. Я летел ведомым, у капитана Алфеева. Встреча с противником произошла на высоте 10000 метров на встречном курсе. Мы вступили в бой с 48 F-86. Наша пара была атакована звеном «Сейбров». Не имея достаточной скорости для атаки, тройка «Сейбров» прошла ниже нас, а один F-86 отстал. Бой проходил в вертикальной плоскости и, увлекшись погоней за своей целью, «Сейбр» не заметил нас. Капитан Алфеев не мог его атаковать, а у меня была выгодная позиция. Я довернул самолёт чуть вправо, вписал его в прицел и открыл огонь. Дистанция была около 200 метров, и я попал фугасным снарядом в стык плоскости с фюзеляжем, правая плоскость отвалилась и «Сейбр», вращаясь вокруг своей оси, стал падать. Лётчик из самолёта не выпрыгнул». Сбил своего «Сейбра» и Владимир Алфеев, но американцы признают потерю в этот день только одного своего F-86A № 49-1083 из состава 335-й FIS, в кабине которого погиб 1-й лейтенант Уорд Старквезер (Ward L. Starkweather), но скорее это всё же победа Петра Иовлева. . Вернулся капитан Алфеев в Советский Союз с 7-ю официальными победами, за что был награждён двумя орденами Красного Знамени. Командир полка Евгений Пепеляев подавал представление на звание Героя Советского Союза шести своим лётчикам, в том числе и на Василия Алфеева. Его поддержал командир дивизии прославленный наш ас трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, который поставил свою подпись под эти представления, но они так и не были реализованы по вине выше стоящих чиновников из Главного Штаба ВВС страны.