Гадяцкий Николай Федорович

нет фото

Капитан технической службы ВВС Гадяцкий Николай Федорович, старший авиационный техник «Антея».

Родился в Харьковской области.

В 1958 году закончил Киевское авиационно-техническое училище и вскоре попал служить в полк тяжелых бомбардировщиков военно-стратегической авиации, базировавшийся на Камчатке на аэродроме Елизово.

В 1959 году Хрущёв начал сокращение Вооруженных Сил, и полк стратегической авиации тоже расформировали.

Николай с юной женой попросился в Иваново в 81-й военно-транспортный авиационный полк.

Из воспоминаний жены:

«Он думал обо мне, так как тогда я поступила на заочную учебу в Московский инженерно-строительный институт. А столица от Иванова, говорил он, рядом. Он был благороднейшим человеком. О своих полетах родным ничего не рассказывал: «Мы его практически не видели. Прилетит, а на следующий день снова в дальний путь. Мы и не знали, что он улетает на войну».

С 14 декабря 1970 по апрель 1971, 22 января 1972, 11 октября 1973, 30 ноября 1973 года в составе экипажа выполнял специальные задания по перевозке грузов и личного состава в Объединенную Арабскую Республику Египет и Сирийскую Арабскую Республику.

Однополчанин Николая, кавалер ордена Мужества Владлен Иванов только сейчас начал рассказывать, что в Египте:

-«С 1969-го по 1973-й  была кровавая мясорубка: ежедневно с израильской и арабской стороны сбивали до 40  самолетов. Наши летчики были одеты в гражданскую одежду, в их документах стояло чужое имя».

Иванов был командиром другого экипажа, но на земле летчики полка находились  всегда вместе. Владлен Леонидович говорит, что в Сирии (1972- 1973 годы) было особенно тяжело. Под Дамаском зенитки встречали наши транспортные самолеты сплошной зоной огня. Три экипажа тогда погибли.

-«Муж почувствовал себя плохо, вернувшись из Кубы. Уехал лечиться в Москву и вернулся оттуда уже в гробу», с болью рассказывает Мария Савельевна.

Николай Гадяцкий умер в Московском военном госпитале имени Бурденко 26 июня 1974 году (сказались  эти «командировки» под огнем) от тяжелой болезни, так и не получив при жизни статуса ветерана боевых действий. Ведь официально наши летчики  (как впрочем и танкисты, моряки, зенитчики…)  ни в каких войнах не участвовали. 

Вдове пришлось долго хлопотать, собирая документы. И всё же    уполномоченный орган Минобороны – Октябрьский райвоенкомат – в 1992 году признал Николая ветераном боевых действий. 

Похоронен в городе Иваново.