Гибель разведгруппы «Каспий» (31.10.1987)

28 октября 1987 года четверая разведывательная группа №724 «Каспий» 2-й разведроты 186-го отдельного отряда специального назначения 22-й отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (войсковая часть полевая почта 54783; город Шахджой, провинция Забуль) старшего лейтенанта Олега Онищука получила задание выдвинуться в район кишлака Дури в провинции Забуль, вблизи границы с Пакистаном для уничтожения каравана.

Группа в количестве 16 человек вышла с базы в шесть часов вечера и за два ночных перехода в сорок километров достигла места засады.

Ввиду невозможности обеспечить транспортировку группы вертолётом, выдвижение в район засады производилось пешим порядком. За два ночных перехода группа преодолела около 40 километров и достигла окрестностей кишлака Дури, организовав засаду на главенствующей вершине над дорогой.

Засада в ночь с 29 на 30 октября оказалась безрезультатной. В светлое время суток 30 октября по решению Онищука группа скрытно расположилась вблизи укрепрайона противника.

Ход боя

Вечером 30 октября группа разделилась на две части: на вершине горы остаётся подгруппа обеспечения из 5 бойцов и младшего лейтенанта Горелова, которым даётся задача прикрывать тыл и обеспечивать радиосвязь с командованием батальона. Онищук и 10 бойцов занимают позицию ниже по склону, приблизительно на 800 метров от вершины горы, откуда открывался удобный обзор на дорогу.

В период с 20:00 и 21:30 наблюдатели заметили со стороны Пакистана в кишлак Дури караван из 3 грузовых автомобилей с интервалом около 1 км. По приказу Онищука было уничтожено головное охранение противника и подбита головная машина, после чего он доложил начальству по радиосвязи о ситуации. Остальные две грузовые машины развернулись в сторону Пакистана.

В 22:30 вызванная Онищуком пара вертолётов Ми-24 произвела обстрел кишлака Дури, откуда по группе вёлся огонь.

В 1:00 31 октября Онищук принял самостоятельное решение о досмотре подбитой машины и частичном выносе оружия к месту размещения подгруппы обеспечения на вершине горы.

Командование 186 ооСпН по радиосвязи разрешило Онищуку остаться в районе засады и известило его, что в 6 часов утра прибудут вертолёты с группой поддержки, которая произведёт окончательный досмотр груза на подбитой машине.

Ближе ко времени подлёта вертолётов Онищук принял самостоятельное решение на повторный досмотр машины и дальнейший вынос оружия.

Официальная версия

В 5:40 утра 10 бойцов и Онищук начинают выдвижение к подбитой машине. Для организации огневого прикрытия Онищук отделяет 4 бойцов и отправляет их на близлежащую к машине сопку. Онищук и 6 бойцов продвигаются к машине.

В 5:59 радист докладывает командиру 186 ооСпН о спокойной обстановке.

В 6:00 по солдатам, продвигавшимся к машине, был открыт неожиданный огонь противника, который под покровом темноты сумел скрытно рассредоточиться на подступах к машине. Разведчики оказались в организованной засаде и были окружены противником численностью до 160 человек.

Онищук с подчинёнными принимают решение пробиваться из окружения к ближайшей сопке, на которой находились 4 бойца обеспечивавших огневое прикрытие.

Младший сержант Юрий Исламов принимает решение остаться у машины и прикрывать отход товарищей к сопке. Онищук и Исламов, израсходовав все патроны, подрывают себя ручными гранатами.

К 6:15 в ходе скоротечного боя погибли все 11 бойцов, выдвигавшихся к подбитой машине, включая Онищука. Вопреки договорённостям, вертолёты огневой поддержки Ми-24 вылетели только в 6:40, а транспортные вертолёты Ми-8 — в 7:20.

После этого противник предпринял атаку на позицию подгруппы обеспечения, засевшей на вершине горы. Разведчики возглавляемые младшим лейтенантом Гореловым отбили последовавших друг за другом 12 атак противника до подхода подкрепления.

На подмогу окружённым разведчикам вылетела оставшаяся часть 2-й роты под командованием капитана Я.Горошко. На вертолёте была эвакуирована подгруппа обеспечения из 5 бойцов и переводчика, находившихся на вершине. Капитану Горошко удалось с подчинёнными отбить у противника тела всех 11 погибших, потеряв при этом 1 подчинённого убитым.

Данная версия событий основана на утверждениях командования батальона и легла в основу донесения, по содержанию которого противник понёс высокие потери, а погибшие военнослужащие получили основание для посмертного награждения высокими государственными наградами.

Общие 86 ооСпН в бою у кишлака Дури утром 31 октября составили 12 человек убитыми (включая 1 убитого из прибывшего подкрепления). Согласно официальной версии противник понёс потери, по разным данным, от 63 до 160 убитыми и ранеными, включая полевых командиров Мулло Мадада, Сулеймана Насира и Хамидуллу.

ПОГИБЛИ:

старший лейтенант Онищук Олег Петрович-Герой Советского Союза

младший сержант Исламов Юрий Верикович-Герой Советского Союза

младший сержант Сидоренко Роман Геннадьевич

рядовой Джафаров Таир Теймур-оглы

рядовой Иванов Олег Леонтьевич

рядовой Москаленко Игорь Васильевич

рядовой Мурадов Яшар Исбендияр-оглы

рядовой Мурадян Марат Бегеевич

рядовой Салахиев Эркин Искандарович

рядовой Фурман Александр Николаевич

рядовой Хроленко Михаил Владимирович

рядовой Алимов Рустам Турабович — погиб в результате обстрела вертолёта Ми-8 с земли в районе кишлака Дури провинции Забуль во время эвакуации группы старшего лейтенанта О.П. Онищука

В гибели группы военная прокуратура признала вину 186 ооСпН подполковника Нечитайло, но в связи с подписанием Горбачёвым указа об амнистировании всех лиц, совершивших военные преступления в Афганистане, к уголовной ответственности он привлечён не был.