Куликов Михаил Геннадьевич

Кавалер ордена «За личное мужество», рядовой Куликов Михаил Геннадьевич-гранатомётчик.
Родился 17.03.1973 года в городе Шуя Ивановской области.
После окончания школы работал на радиозаводе родного города.
На службу в ряды Вооружённых Сил РФ призван 11 декабря 1991 года Шуйским ГВК.
Окончил учебное подразделение в Окружном учебном Центре, в городе Ковров Владимирской области и направлен в состав Группы советских войск в Германии.
Из письма Михаила:
«Здравствуйте, мама, папа и Лена!
Пишу вам уже не из Германии-, а из Таджикистана. Из Германии нас вывели неожиданно. Ночью подняли и сказали: «Собирайтесь, едете!» И вот нас 300 человек посадили на военный самолет и отправили в Москву. В Москве мы переночевали и утром, улетели в Таджикистан. Прилетели ночью, на аэродроме перекочевали, а утром посадили на вертолет и полетели на границу. Летели около часа и приземлились, черт знает где: кругом песок и горы.
Сейчас мы находимся в отряде, в учебном центре, а через два дня нас развезут по заставам, и буду я служить в пограничных войсках на границе с Афганистаном. Сейчас пока здесь все спокойно, целыми днями, валяемся в кровати, на улице солнце палит градусов 40. Ну вот вроде и все, писать больше нечего.
Мама, я не знаю, когда вам еще напишу, здесь письма идут по два месяца, а бывает вообще не приходят. Ну ладно, вроде все, если смогу, то напишу. Передавай всем привет, скажи, чтоб мне туда не писали. Крепко целую, Михаил. 12.09.92 г;.
Проходил службу в должности гранатомётчика на 12-й пограничной заставе 117-го Московского пограничного отряда Группы пограничных войск России в Республике Таджикистан.
Из письма Михаила:
«Привет из Саригоры. Здравствуйте, мама, папа и Лена!
Вот решил вам написать письмо. Пищу я вам с пограничной заставы, которая, называется «Саригоры». Эта застава находится в горах рядом с кишлаком.
Вот я уже здесь нахожусь целую неделю и нисколько не жалею, что попал сюда. Здесь коллектив дружный, все как одна большая семья. Я уже успел познать все трудности службы на границе, узнал, что такое ходить в горы. Вот ходим па границу смотреть с высоты 4000 метров и удивляемся, какая красота., А недавно ходили в «РПГ» — в разведывательно-поисковой группе. «Духи», то есть афганцы, частенько переходят границу, и мы делаем им засаду.
У нас застава считается самой трудной по условиям местности, самый большой участок держится на кашей заставе, иногда приходится проходить по 30 км. Вообще на заставе, как дома, никаких отбоев и подъемов и ходишь не в наряд, как в учебке, а на службу.
У пас на заставе, свое хозяйство: свиньи, овцы, лошади. Насчет питания я и не переживаю, все свое, только вот зимой похуже, как перевалы перекроет, но это все ерунда. С мясом у нас вообще проблем кет. Захотел — пошел на охоту, здесь всего полно. Вот вчера ходили на охоту, кабана притащили. А вообще в горах всякой живности полно: кабаны, олени, козлы, лисы, дикобразы.
Сейчас сижу на связи и пишу вам письмо. Тут ребятам посылки приходят, соберемся вокруг и давай дом вспоминать. Мама, у меня там где-то старые кеды были, пришли их, пожалуйста, в них удобнее лазить по горам.
Ну вот, о себе вроде все написал, а кап вы там живете? Денег, наверное, совсем кет, цены бешеные. Как у вас ла на работе, как у Лены дела в школе? Наверное, все с пацанами на мотоцикле катается. Бабе и деду огромный привет. Мама, у нашей Светки Голдобиной спроси, как увидишь, получила ли она письмо, которое ей мой друган написал. Увидел у меня фотографию и давай расспрашивать, кто такая. Ну вот, такие у меня друганы. Вот вроде бы и все, писать больше нечего. Передавайте всем привет. Ваш сын пограничник Михаил 17.10. 92 г.»
Из письма Михаила:
«Здравствуйте, мама, папа, Лена!
Пишу вам очередное письмо. Я не знаю, получаете ли вы мои письма. А я пока вашего письма ни одного еще не получил. У меня все хорошо, потихоньку служу. Время так быстро пролетело, что я даже не заметил, ведь уже Новый год. У вас уже давно снег лежит, а у нас снега все еще нет, только ветры дуют сильные. Потихонечку я стал поправляться. Пацаны говорят: ну и рожу отожрал…
Вы дома, наверное, все уже к Новому году готовитесь, а мы пока думаем, что делать, продуктов никаких не привезут, в Душанбе блокада, а наши машины никак не прорвутся. Ну ничего, постреляем кабанов и плов сделаем, а может и пельмени.
Ну вот, такие у маня дела. Начальник наш уходит в отпуск, вот сидим и все пишем письма. Вот вроде и все. Поздравляю вас с Новым 1993 годом. Мама, бабушке и всем нашим передай мои поздравления. Димка Боков, Сергей Тюкин и Гоша Шибаев, наверное, уже приехали, привет им. Ну а я писать заканчиваю, еще раз поздравляю с Новым годом, желаю крепкого здоровья.
Ваги сын Михаил. 10.12.92 г.»
Из последнего письма:
«Привет из Таджикистана!
Здравствуйте, мамуля, папуля и Аленка. Наконец получил от вас письмо и от бабушки, а посылку я пока не получил, но думаю, что скоро придет. У меня все в порядке, потихоньку служу.
Вот уже второй Новый год встретил в армии. Мама, ты все беспокоишься, как дела на границе. Сейчас уже все нормально, дороги отремонтиро;вали. Продуктов привезли целую кучу. Все есть — и сахар, и масло, и мука двух видов. Вот уже второй месяц едим одни консервы и сыр, так надоело. Хочется чего-нибудь новенького.
Сейчас вся застава пишет письма домой. У нас замполит в отпуск едет через Москву, вот .мы сидим и строчим.
Мама, а насчет отпуска и разговоров быть не может, у нас еще никто с заставы не ездил.
Мама, ты пишешь, что пацаны пришли из армии, если увидишь, передай огромный привет и передай, чтобы обязательно кто-нибудь написал. Мама, ты знаешь, что со мной на заставе служит земляк из Вичуги. Вот мы с ним домой и поедем. Ну вот вроде новостей больше нет. Сейчас с гор снег сойдет, и начнется лазанье по горам. Мы сейчас в ожидании. Должен со дня на день приехать командующий погранвойск России.
Мама, у вас с Леной скоро праздник. Примите от меня поздравления. Я бабушке написал, а с 8 Марта забыл поздравить, так что, мама, поздравь ее от меня. И на конверте тоже большой привет и мои поздравления. Ну вот, мама, больше не о чем писать. Новости будут, напишу. Еще раз с праздником, крепко вас всех целую, ваш сын Михаил. 1.03.93 г.»
13.07.1993 года в числе личногосостава заставы геройски погиб в бою с боевиками на участке таджикско-афганской границы.
Награждён орденом «За личное мужество» (посмертно).
Похоронен на Троицком кладбище города Шуя.
Вспоминает троюродная сестра Татьяна Кузнецова:
«Я помню эти похороны Миши…кошмар….огромный, плохо сваренный ящик….ужасный запах….и как из него текло»
Фотографии представлены троюродной сестрой Михаила, Татьяной Кузнецовой из города Шуя.
«Когда стрельба немного утихала, мы пытались вытащить командира, но безуспешно — духи не давали поднять головы, работали снайперы, — вспоминает Андрей Мерзликин. — Ребята кричали оставшимся с ним Барбашову и Куликову, но те не отвечали. Через некоторое время я расслышал, как Миша Куликов крикнул какому-то басмачу: «Чего смотришь? Давай стреляй!» Понял: все, им конец».
ПАМЯТЬ:
Памятник воинам-интернационалистам (г.Шуя)
Приказом Министра безопасности РФ за № 413 от 01.11.1993 года заставе присвоено имя в честь павших. С того дня она именуется :»12-я пограничная застава имени 25-и героев».
Его имя увековечено в Книге памяти Ивановской области (Книга памяти участников локальный войн и миротворческих миссий СССР и РФ (1950-2010-е г.г.) Ивановская область/отв.ред. А.К.Калинин; сост. А.А.Климов-Иваново; Издатель Ольга Епишева, 2017 г.).
Администрация Проекта выражает благодарность Игорю Нефедову за дополнения на страницу Героя.