Левурда Павел Петрович
Кавалер ордена Мужества Левурда Павел Петрович-командир взвода, гвардии старший лейтенант.
Родился 25.06.1975 года в посёлке Сеща Дубровского района Брянской области.
В 1992 году окончил среднюю школу №26 города Брянска.
В Вооружённых Силах РФ с 1 августа 1992 года.
В 1996 году окончил Благовещенское высшее общевойсковое командное училище, с присвоением воинского звания «лейтенант».
Служил в Пскове, а затем был направлен в Республику Дагестан.
С 13 января 2000 года принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ.
Служил в должности командира взвода 15-го гвардейского мотострелкового полка Шавлинского ордена Ленина Краснознаменного полка 2-й гвардейской Таманской мотострелковой ордена Октябрьской Революции Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии ( войсковая часть №73881).
Личный жетон: № У-729343.
Погиб при выполнении боевой задачи 19.02.2000 года у селения Ушкалой Итум-Калинского района Чеченской Республики.
Опознан в 124-й Центральной Лаборатории Медико-Криминалистической идентификации МО РФ, на основании результатов комплекса идентификационных (в том числе молекулярно-генетических) исследований по наследственным признакам родственников.
31 августа 2000 года похоронен на кладбище в местечке Богородское Ивановского района Ивановской области, куда семья навсегда уехала из ставшего теперь очень тяжким для них Брянска — поближе к старшей дочери, живущей в Иванове.
Указом Президента РФ награждён орденом Мужества (посмертно).
Из наградного листа:
«19 февраля, помогая выходить из окружения батальонным разведгруппам и прикрывая отход своих товарищей из селения Ушкалой Итум-Калинского района, старший лейтенант Левурда был тяжело ранен и скончался от массивной кровопотери вследствие множественных огнестрельных пулевых ранений»…
ПАМЯТЬ:
Его имя увековечено в Книге памяти Ивановской области (Книга памяти участников локальный войн и миротворческих миссий СССР и РФ (1950-2010-е г.г.) Ивановская область/отв.ред. А.К.Калинин; сост. А.А.Климов-Иваново; Издатель Ольга Епишева, 2017 г.).
Его имя занесено в КНИГУ ПАМЯТИ о военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, погибших в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (август 1999 г.-декабрь 2012 г.)
В школе, где учился Павел Левурда, установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска открыта в мае 2001 года в честь Левурды Павла Петровича на здании школы № 26, где он учился.
Адрес: г. Брянск, улица Тельмана, дом 109 Б.
Текст памятной доски: «Левурда Павел Петрович 1975 25.VI–19.II 2000 пока живые помнят павших живыми павшие живут».
Мать погибшего героя
22 августа суд Октябрьского района города Иванова удовлетворил исковое заявление, поданное Фондом «Право Матери» от имени жительницы этого города Нины Ивановны Левурды местному военкомату, отказавшему ей в выдаче листов — талонов на льготный проезд (50% стоимости) на железнодорожном транспорте туда и обратно один раз в год.
Хочу быть офицером!
Паша Левурда родился в 1975 году в семье военного летчика и учительницы. Увлекался игрой на гитаре, любил ино-странные языки, философию. После школы поступил в Благовещенское высшее общевойсковое командное училище, которое с успехом закончил. Потом Павла направили служить в Псков. Дальше служба проходила у молодого лейтенанта в Дагестане. Мама волновалась за сыночка, разница у дочери с Пашей десять лет. На Кавказе служилось не сладко, но он никогда не жалел, что стал офицером. Никогда не просил направить служить в другое место. После возобновления боевых действий на территории Чечни, Павел уехал туда 13 января 2000 года. 15 января позвонил родителям: «Я подписал контракт на полгода на войну».
В списках не значится
21 января он был уже в Грозном. Оттуда пришло единственное письмо.
«Что тебе, тебе мама, написать? Вши, голодаем, мародерствуем, потому что есть нечего. Спим с солдатами в палатке. Ребята хорошие».
И больше весточек не было. Мать ждала письма от сына, но его не было. Однажды сидела дома, и вдруг померещился его голос: «Мама, почему ты молчишь?» Было это 19 февраля 2000 года. Позвонила дочери: «Что делать?» Лена, у которой в Генштабе знакомые, обратилась туда. Ей ответили: «В списках пропавших и погибших не значится». До 2 августа ничего не знала семья о судьбе сына. Куда бы ни обращались: в полк, воюющий в Чечне, в мотострелковую часть Таманской дивизии — отовсюду был один и тот же ответ.
В августе 2000 года пришел сотрудник военкомата и сообщил родителям Павла, что, возможно, нашли в Чечне труп сына. Связавшись с 124-й лабораторией, находящейся в Ростове-на-Дону, где опознают безымянные тела, Нина Ивановна, отослала по факсу стоматологическую карту сына. Через два часа сообщили: зубы совпали. Поехали на опознание вместе с дочерью. Всю дорогу не теряли надежду на то, что это не Пашу нашли, а он — в плену. Генная экспертиза потвердила, что останки принадлежит старшему лейтенанту Левурде.
До сих пор родители Павла не знают о том, как погиб их сын. Одни говорят, будто от полученных ран истек кровью, военные, забиравшие тело, рассказали, что голова была оскальпирована, коленные чашечки прострелены.
Военные рассказали Нине Ивановне несколько версий гибели сына. Две группы разведчиков выдвинулись в окрестности селения Ушколой. Внезапно попали под прицельный огонь засады. Рота старшего лейтенанта Левурды бросилась на выручку товарищам, но попала в ловушку. Разведчики успешно ушли, а «подмогу» боевики расстреляли. Перед смертью раненого командира пытали бандиты. По другой версии, три роты солдат попали в окружение. Идти на прорыв поручили гранотометчикам Павла Левурды. Они почти все полегли в том бою с бандой Гелаева, обеспечив прорыв и выход из окружения остальных…
Унижения и боль
Нина Ивановна натерпелась унижений от государственных органов, чиновников, старших офицеров. Не давали долго матери награду Павла – орден Мужества. Чтобы платить меньше компенсацию за сына, некоторые негодяи занижали его должность. Правду о смерти Павла семья Левурды, скорее всего, не узнает никогда. С помощью юристов Фонда «Право Матери» Нина Ивановна наказала военное ведомство, часть, где служил сын. По суду военные были вынуждены компенсировать моральный вред женщине за то, что ее не извещали о смерти Павла и были безразличны к его судьбе. В конце лета закончился судебный процесс, по решению Октябрьского РВК отказ в выдаче листов-талонов на льготный проезд по железной дороге матери погибшего признан не законным.
Вот так приходится в нашей стране матерям погибших солдат воевать в судах, отстаивая законные права.