Афонин Николай Григорьевич


Афонин Николай Григорьевич, ветеран войны в Китае.

На время представления к званию Герой Советского Союза:

-заместитель командира 7-го авиационного полка дальнего действия (53-я авиационная дивизия дальнего действия), майор.

Родился 03.03.1912 года в городе Иваново-Вознесенск Шуйского уезда Владимирской губернии, ныне Ивановской области, в семье рабочего. Русский. Жил в городе Петроград (Ленинград), с 12 лет пришел работать на Путиловский завод. В 1928 году окончил 7 классов, в 1929 году — краткосрочные курсы токарей, а в 1932 году 2 курса рабфака Ленинградского института инженеров путей сообщения. Член ВКП(б)/КПСС с июня 1931 года.

В Красной Армии с июня 1932 года. По призыву партии: «Молодежь! На создание Красного Воздушного Флота!» пришел в авиацию. Был направлен в Военную школу морских летчиков им. Сталина (г. Ейск), которую и окончил в 1933 году.

С декабря 1933 года проходил службу летчиком, старшим летчиком 5-й тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи 2-й тяжелого бомбардировочной авиабригады Балтийского моря, позднее Ленинградского военного округа. Экстерном окончил нормальную школу в 1934 году.

С июля 1938 года — командир отряда 3-й тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи 7-го тяжелого бомбардировочного авиаполка. В этой должности участвовал в войне с Финляндией.

Начало Великой Отечественной войны капитан Афонин встретил помощником командира той же эскадрильи. В августе 1941 года его эскадрилья была выделена для действий на Юго-Западном фронте, где создалась напряженная обстановка. За два месяца летчики выполнили 130 ночных боевых вылетов по разгрому танковых и моторизированных колонн врага, сбросив 237 тонн бомб.

Осенью 1941 года эскадрилья в составе полка была переброшена для доставки продовольствия Ленинградскому фронту, к январю 1942 года было переброшено 1992 тонн груза и 120 человек. В трудных метеоусловиях Афонин водил самолет с максимальной нагрузкой, летал на тяжелом бомбардировщике ТБ-3. После того, как заработала «дорога жизни» по льду Ладожского озера, приказом Ставки их вернули для выполнения непосредственно боевых задач.

К декабрю 1941 года совершил 61 боевой вылет (из них 50 — ночью).

С февраля 1942 года — заместитель командира 7-го авиационного полка дальнего действия. С 5 по 19 февраля майор Афонин руководил группой кораблей, снабжавших действующие в тылу врага войска Белова, Кириллова, Ефремова и партизанские отряды. Группа выполнила 58 самолетов-вылетов и доставила 133,5 тонн боеприпасов, горючего и продовольствия. Экипаж Афонина выполнял по три вылета в день. В августе 1942 года был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, командованием дальней авиации статус награды был понижен и летчик награжден орденом Ленина.

С января по сентябрь 1943 года — слушатель курсов усовершенствования командиров и начальников штабов авиаполков Военной академии командного и штурманского состава.В сентябре 1943 года назначен командиром 325-го (с августа 1944 года — 29-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия имевшего на вооружении самолеты Ли-2 (DС-3). Этим полком успешно командовал до конца войны. Участвовал в сражении на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда, взятии Кенигсберга и Берлина.

С 1943 до мая 1944 года полк действовал на Ленинградском фронте. За это время совершил 1300 боевых вылетов, сбросил 2000 тонн бомб. За успешные действия полка при снятии блокады полку присвоено почетное наименование Красносельский.На завершающем этапе Великой Отечественной войны, в Берлинской операции, полк под командованием гвардии подполковника Афонина действовал в составе 16 воздушной армии. Летчики полка выполнял специальные задания по переброске военных грузов: авиатехимущества, авимоторов и запчастей самолетов, горючего боеприпасов. Было выполнено 1100 самолетовылетов, командиром полка — 12 оперативных вылетов.

Всего за годы войны совершил 128 боевых вылетов на самолетах ТБ-3 и Ли-2. После окончания боев в Европе поле был переброшен на Дальний восток. В период войны с Японией полк произвел 310 самолетовылетов по доставке горючего частям 6-й танковой армии, боеприпасов к линии фронта, перевозки личного состава и раненых. Здесь гвардии подполковник Афонин добавил на свой счет еще 12 оперативных вылетов.

После войны продолжал службу в полку, преобразованном в 214-й транспортный авиаполк. С мая 1948 года командовал 21-й гвардейской транспортной авиадивизией 9-й воздушной армии Дальневосточного военного округа. Участвовал в боевых действиях в Китае, поддерживая отряды Народно-освободительной армии. В 1949 году силами десанта был захвачен город Шанхай, где в банках хранился золотой запас Китая. За несколько часов самолетами дивизии этот запас был вывезен в город Урумчи.

После возвращения в СССР в январе 1951 года направлен на учебу Военную академию Генерального штаба.

С марта 1953 года по ноябрь 1964 года — начальник Балашовского военного авиационного училища летчиков. Затем был назначен заместителем начальника авиации Уральского военного округа по тылу.

С января 1968 года — заместитель начальника специального факультета — начальник учебной части Военно-воздушной Краснознаменной академии им. Гагарина.

В декабре 1969 года генерал-майор авиации Афонин уволен в запас.

Жил в поселке Монино. Продолжал работать в академии до 1980 года.

Скончался в марте 1992 года.

Похоронен на Монинском мемориальном кладбище.

Генерал-майор авиации (18.02.1958).

Награжден двумя орденами Ленина (31.12.1943, 30.12.1956), Красного Знамени (07.04.1940, 11.09.1941, 28.08.1945, 17.05.1951) Отечественной войны 1-й степени (01.07.1946), Красной Звезды (03.11.1946) Александра Невского (30.03.1944), «Знак Почета» (15.09.1961), медалями, в том числе «За отвагу» (16.01.1940), «За боевые заслуги» (03.11.1944); также наградами Китайской народной республики, в том числе орденом «Освобождения».


Администрация проекта выражает благодарность Игорю Нефедову (г.Кохма) за помощь в создании страницы Афонина Н.Г.